Исследователи изучают новые стратегии, которые помогут иммунной системе побороть ВИЧ-инфекцию. Старые не сработали
Закрытие последнего крупного испытания вакцины против ВИЧ вызвало некоторое разочарование. Три десятилетия поисков привели не к тому результату, который ждёт человечество. Но, как заявили эксперты в ходе специальной сессии на 30-й конференции по ретровирусам и оппортунистическим инфекциям (КРОИ), не всё потеряно. Доктор медицинских наук из Онкологического центра Фреда Хатчинсона в Сиэтле Лоуренса Кори считает, что прошедшие испытания не следует считать неудачными:
«Мы получили ответ, но не тот, который хотели».
Проторенной дорогой
Третья фаза испытаний вакцины Mosaico от Johnson&Johnson была прекращена в январе. Промежуточные результаты показали, что экспериментальная схема не снижает риск инфицирования ВИЧ для геев и трансгендерных женщин. Результаты не были неожиданными, поскольку параллельное исследование под названием Imbokodo было остановлено в начале 2021 года. Оно также показало, что адекватной защиты молодых женщин в Африке не выходит.
Mosaico зарегистрировала около 3900 цисгендерных мужчин, имеющих половые контакты с мужчинами, и трансгендерных женщин в обеих Америках и Европе. Всем была предложена пероральная доконтактная профилактика (ДКП), и только те, кто отказался, были включены в исследование.
Половина участников как Mosaico, так и Imbokodo получили четыре дозы вакцины, получившей название Ad26.Mos4.HIV. В ней используется вектор аденовируса типа 26 — тот же, что применяется в некоторых вакцинах от COVID-19 — для доставки мозаики антигенов от нескольких штаммов ВИЧ. Другая половина получила такое же количество инъекций плацебо.
Mosaico, которая не смогла
Сопредседатель проекта Mosaico, доктор медицинских наук Калифорнийского университета в Сан-Франциско и сотрудник Департамента общественного здравоохранения Сан-Франциско Сьюзан Бухбиндер сообщила, что схема вакцинации была безопасной и хорошо переносимой. Собственно, на этом достоинства заканчиваются. Уровень заболеваемости ВИЧ был одинаковым как в группе вакцины, так и в группе плацебо: 113 человек, или 4,1 новых случаев на 100 человеко-лет.
Заболеваемость ВИЧ снижалась с возрастом: с 5,9 случая в группе вакцинации и 5,1 случая в группе плацебо среди людей в возрасте от 18 до 20 лет до 2,6 случая на 100 человеко-лет среди людей в возрасте от 45 до 60 лет. Более 80% участников были из Латинской Америки, где показатели заболеваемости составляли 4,8 и 4,7 случая на 100 человеко-лет в обеих группах. Правда, среди 192 участников из США показатели были более оптимистичными: 0 в группе вакцинации и 1,3 на 100 человеко-лет в группе плацебо.
«Несмотря на постоянное консультирование по снижению риска и привязку к ДКП, заболеваемость ВИЧ, особенно среди молодых участников в Латинской Америке, была очень высокой. Эта группа населения остро нуждается в дополнительных эффективных методах профилактики ВИЧ», — заключила Бухбиндер и её коллеги.
Это конец?
Проект Mosaico был последним крупным испытанием традиционной вакцины для профилактики ВИЧ. Большинство экспертов в настоящее время считают, что потребуются более сложные подходы. Некоторые уже находятся в стадии изучения.
«Несмотря на разочарование, это очень активное время для исследований вакцин против ВИЧ», — сказала Бухбиндер.
Лоуренс Кори добавил, что наука о вакцинах против ВИЧ «ужасно увлекательна» и «все выглядит хорошо для иммунологических подходов к профилактике ВИЧ». Однако он предупредил, что новые подходы к вакцинам будут «немного сложнее» и «займут у нас некоторое время».
В чём загвоздка?
У большинства людей, живущих с ВИЧ, вырабатываются антитела, но они узконаправлены и не поспевают за вирусной мутацией. Однако некоторые из нас способны вырабатывать нейтрализующие антитела широкого действия (bnAb или VRC01), нацеленные на скрытые области внешней оболочки ВИЧ, которые не сильно меняются по мере эволюции вируса.
Ранние исследования показали, что схема вакцинации, подобная той, что была протестирована в Мозаико и Имбокодо, индуцировала мощный ответ антител и Т-клеток, который защищал обезьян, подвергшихся воздействию ВИО, обезьяньего родственника ВИЧ. Но вакцины генерировали только не нейтрализующие антитела, и теперь исследователи считают, что bnAb станут ключом к широкой защите.
Крупные испытания, посвящённые профилактике, опосредованной антителами (AMP), показали, что, хотя bnAb не снижает вероятность получить ВИЧ в целом, риск уменьшается на 75% для людей, подвергшихся воздействию штаммов ВИЧ, чувствительных к этому антителу. К сожалению, около 70% штаммов ВИЧ были устойчивы к VRC01, что позволяет предположить, что может потребоваться смесь различных bnAb.
Как научить организм бороться с ВИЧ?
Другой подход заключается в том, чтобы помочь иммунной системе вырабатывать bnAb. Одна стратегия, известная как нацеливание на зародышевую линию, использует серию вакцин поэтапно, чтобы стимулировать развитие специализированных В-клеток. Они затем обучаются в лимфатических узлах для производства эффективных антител. В небольшом исследовании фазы I почти у всех участников, получивших вакцину с иммуногеном из 60 сконструированных копий оболочечного белка gp120 ВИЧ, развились специализированные В-клетки-предшественники. После ревакцинации эти клетки продуцировали антитела, чувствительные к белкам ВИЧ. В настоящее время проводится испытание IAVI G002, в котором используется технология мРНК Moderna для ускорения производства последовательных версий праймерных и бустерных вакцин.
Создать вакцину против ВИЧ сложно, но все же необходимо, сказал Кори. Ведь мы никогда не контролировали инфекционное заболевание на уровне населения без вакцины.
Бухбиндер и Кори отметили, что у нас не было бы такой быстрой разработки вакцины против COVID без десятилетий исследований вакцины против ВИЧ. Теперь уроки, извлеченные из COVID, могут способствовать поиску эффективных вакцин против ВИЧ.
Источник: poz.com