На каком свидании говорить о ВИЧ и почему?

быстрое свидание: надо ли говорить о ВИЧ

Мировой эпидемии ВИЧ больше 40 лет, и за этот срок она повлияла на гей-знакомства не меньше, чем появление интернета. Один из самых болезненных вопросов: «обязан ли парень с ВИЧ говорить о своём статусе и в какой момент?». С одной стороны, мы стремимся к культуре обмена справками, с другой — боремся со стигмой. Должны ли мы говорить о ВИЧ на знакомствах вообще? И как сделать этот процесс комфортнее?

Решение о том, в каком формате говорить о ВИЧ или не делать это, принимает каждый человек самостоятельно. Это относится и к ВИЧ-положительным парням, и к ВИЧ-отрицательным. Мы вряд ли сможем «поставить точку» в этом вопросе, но осветим тему как можно шире, чтобы принимать это решение было проще.

Контекст: наука и закон

Немного сухих фактов о ВИЧ-инфекции, без которых в этом разговоре не обойтись.

  1. ВИЧ передаётся через анальный и вагинальный секс без презерватива. Если презерватив был во время всего проникновения и не порвался — это 100% защита от ВИЧ. Правильное использование презерватива гарантирует, что он не порвётся.
  2. Человек с ВИЧ на терапии достигает неопределяемой нагрузки, в этом состоянии он не может передать ВИЧ через секс. Это подтверждено многими исследованиями, которые велись с 2000 по 2015 годы. С 2015 года у мирового научного сообщества нет сомнений в принципе Н=Н. Сомнения есть у Минздрава России, но это те же люди, что скоро вернут конверсионную терапию, они сами сомнения вызывают.
  3. Упрощённую схему таких же таблеток могут принимать ВИЧ-негативные люди. Это называется PrEP, что при правильном приёме защищает от получения ВИЧ через секс.
  4. Также ВИЧ передаётся через кровь, например, если вместе употреблять инъекционные наркотики. Общий шприц или общая ёмкость для раствора на химсекс-вечеринке — почти гарантированный путь передачи ВИЧ. Правило Н=Н на него не распространяется, но PrEP защищает.

Важно уточнить, что «Неопределяемый = не передающий» — это хороший побочный эффект терапии против ВИЧ-инфекции. Её основная цель — сохранить здоровье ВИЧ-положительного пациента. Таким образом, человек заинтересован принимать терапию ради своего благополучия, а не для защиты любовников, хотя это тоже мотивация. Принцип «лечение как профилактика» сейчас главный почти во всём мире.

В России передача ВИЧ-инфекции криминализована

В Уголовном кодексе прописано наказание не только за передачу ВИЧ, но и за «поставление в опасность» (ст. 122). Эта размытая формулировка вызывает много споров. С точки зрения науки, секс в презервативе и секс при неопределяемой нагрузке не ставит партнёров в опасность.

«В этой уголовной статье написано следующее: «постановка в угрозу инфицирования». Если человек, живущий с ВИЧ, имеет неопределяемую вирусную нагрузку, ищет быстрый секс, который не предполагает разговоров и всего такого, то, в общем, совершенно понятно, что в этой ситуации человек может не обозначать статус, потому что он никого в угрозу инфицирования не ставит».

— ВИЧ-активист, секс-просветитель и студент-врач из Новосибирска Владимир Гричишкин.

Но в законе принцип «Н=Н» не прописан, прокуратура о нём не знает и объяснять его приходится уже в суде. Есть случаи, когда недобросовестные любовники шантажировали людей этой статьёй. Юридический нюанс: ответственность наступает только тогда, когда человек признаёт свой диагноз и подписал документы, что знает о нём. Страх перед таким шантажом играет на руку ВИЧ-диссидентам: люди отказываются вставать на учёт, остаются неподсудными, но не пьют лекарства. Это значит, что они не достигают неопределяемой нагрузки и могут передать ВИЧ через секс.

Бывали случаи, когда человек передавал ВИЧ своей партнёрше, а когда она вставала на учёт, подавал на неё в суд. Формально она узнала о своём положительном статусе раньше, чем он. Этот обман вскрылся в суде, но потрепал всем нервы. О похожих случаях в гей-сообществе информации нет.

Культура осознанного секса

С развитием секс-просвета и секс-позитивного движения взгляд на знакомства сильно изменился, в том числе у геев. Хотя быстрый секс остаётся популярным, многие уже знают, какие вопросы стоит обсудить с партнёром перед встречей.

Среди них есть вопросы о презервативе и справках об ИППП. Хотя презерватив защищает от ВИЧ на 100%, другие инфекции могут передаваться при поцелуях или практиках, где любовники не пользуются барьерной защитой. Это значит, что справку нужно показать даже если проникающий секс будет только в презервативе. Выходит, надо выбирать: делать для ВИЧ исключение или говорить об этой инфекции прямо.

«Идеально было бы, чтобы атмосфера в коммуникации на свидании была безопасной. Если мы рассматриваем такой конфиденциальный дэйт за кофе, который, возможно, перерастёт в дэйт с винишком и в дэйт с сексом. Очень важно, чтобы создавалась в достаточной степени безопасная обстановка в коммуникации, чтобы человек мог обозначить свой ВИЧ-позитивный статус и понимал, что со стороны своего собеседника он не встретит какой-то дискриминирующей, обесценивающей или какой-то очень панической тревожной реакции. Это было бы идеально».

— ВИЧ-активист Владимир Гричишкин.

Перекосы внимания

Важно подчеркнуть, что эта секс-культура, в которой есть справки и проговаривание границ, на справках не заканчивается. Она подразумевает бережное общение и информированность всех участников, отсутствие стигмы. Мало видеть справку, надо понимать, что эта справка обозначает.

Если речь идёт о хук-апе или, другими словами, знакомстве на одну ночь (ONS), полезность справки сильно снижается. У всех инфекций, включая ВИЧ, есть инкубационный период и/или «период окна». Люди, у которых есть какая-либо инфекция, не сразу о ней узнают, даже если будут сдавать анализы каждый день. Для большинства ИППП срок составляет 10 дней, а для ВИЧ — от 2 недель при дорогих ПЦР-тестах до 3 месяцев при обычных ИФА. Люди, знакомящиеся для быстрого секса, редко выжидают эти сроки перед следующим знакомством.

Поэтому справка не заменяет презерватив. Она помогает лучше оценить свои риски, чтобы понимать, когда надо сдавать тесты, а когда можно подождать. Единственная разница между ВИЧ-положительным партнёром и ВИЧ-отрицательным, не всем очевидна. Если случился незащищённый секс (например, без презерватива), и партнёр говорит, что живёт с ВИЧ и принимает таблетки — нет поводов для беспокойства. Если партнёр не знает свой статус, уверен, что минус или, что гораздо реже, не пьёт таблетки — нужно принимать экстренную профилактику.

Ещё один перекос внимания — разница в отношении к людям, которые знают о положительном ВИЧ-статусе, и к тем, кто его не знают. Большинство первых принимают терапию для своего здоровья, работает принцип «Н=Н».

В то же время концентрация ВИЧ в крови людей, которые только недавно его получили и пока что видят отрицательный результат на тестах, может достигать огромных значений. Это не вина человека — прежде чем начать лечение, нужно узнать об изменившемся статусе, а сделать это моментально невозможно. Но незащищённый секс именно с ними, с людьми в периоде «окна», становится самым вероятным путём передачи ВИЧ через постель.

Культура случайного секса

Личная жизнь в гей-сообществе не всегда похожа на знакомые из культуры гетеросексуальные сценарии. Встретить друг друга в библиотеке, ходить на свидания несколько месяцев и решать, что будет раньше — свадьба или первый секс — разумеется, круто. Ничуть не менее круто вечером в пятницу пойти в клуб и оказаться в «тёмной комнате» с незнакомцем, найти быстрый секс в круизинг-месте или за десять минут обменяться интим-фото, адресом встречи и опционально именами в приложении. Есть ли в таком выборе риски? Да, самые разнообразные. И обычно участники эти риски понимают и принимают. Аналогичная история — с химсекс-вечеринками.

«Это рискованное поведение, и оно диктует свои правила, если уж люди там имён друг друга не знают, о каких уведомлениях о диагнозах можно говорить. Кроме того, в этих местах можно [получить] и другие диагнозы, куда менее приятные, чем ВИЧ. А если вдруг вас выгонят за это [за положительный ВИЧ-статус — прим. ред.] с группы или с дарк-рума, то отнеситесь к этому как к мему о моралфагах и ханжестве».

— Считает ВИЧ-активист и открытый гей из Санкт-Петербурга Борис Конаков.

Быстрый анонимный однополый секс не предполагает обмена никакой «лишней» информацией. Роль, размер члена, иногда рост, вес и возраст — этого достаточно. Любые личные детали могут «убить настрой». Это не только положительный ВИЧ-статус: партнёр может оказаться женат, может быть депутатом, бизнеменом или судьёй, что угодно.

Ожидать, что в такой ситуации все возьмут и сделают исключение для ВИЧ, неразумно. Также вряд ли кто-то найдёт вас через неделю, чтобы сообщить об ИППП и ваших рисках: придётся отслеживать самостоятельно. 

https://t.me/parni_plus
[adrotate group="1"]

Несправедливые упрёки

При этом сами люди с ВИЧ чаще предпочитают сразу расставить точки над «ё». Среди парней, которых мы опросили, почти все предупреждают своих дейтов в начале общения, или же знакомятся в обстановке, где все заведомо всё знают. Редкие исключения — случайный разовый секс, где разговоров вообще не происходит.

«Я в поисках наиболее подходящего для себя варианта. Пока, во избежание всякого рода драматичностей, непоняток и тяжёлых раздумий впоследствии, я стараюсь сообщать об этом сразу, как только вижу взаимный романтический или сексуальный интерес. Возможно, разглашение такой информации сразу может показаться чрезмерным, и многих может отпугнуть, но лучше так, чем превращать это потом в мучительную недосказанность и постоянный страх потерять ставшего близким человека».

— Евгений, живёт с ВИЧ несколько месяцев.

Как рассказал молодой человек, пока было два прецедента с противоположными исходами. В первый раз парень сразу залокировал его, во втором — общение продолжилось, как и прежде. Хотя он сам говорит, что ещё ищет подходящий вариант, парни, довольно долго живущие с ВИЧ, дают такой же ответ.

Так как по большей части я встречаюсь с парнями для секса на первом свидании, говорю сразу до встречи. Вообще при факте полной безопасности ВИЧ+ человека на терапии я не понимаю, зачем я каждый раз говорю об этом. Наверное из-за высокого уровня стигматизации. Сообщаю и до секса, и до свидания. Чтобы не тратить ни своего времени, ни нервов на переживания в случае отказа.

— Макс, живёт с ВИЧ несколько лет

«Я не очень часто хожу на свидания. А если хожу, то только с людьми, которых более-менее знаю, там, уже несколько месяцев, и они в курсе о моём статусе. Но если как-то так получается, что я познакомлюсь с кем-то в интернете и человек ещё не в курсе, что меня ВИЧ-инфекция я предпочитаю сообщать сразу. Это всегда какой-то неприятный процесс. Поэтому мне легче пойти на свидание с тем, кто уже посещает коммьюнити-центр, кто более-менее со мной знаком, может быть, на меня засматривался и уже давно в голове всё продумал, что делать с моей ВИЧ-инфекцией».

— Игорь Синельников, волонтёр Комьюнити-центра «Действие».

«Я считаю, что нужно говорить до свидания. Для меня лично это своего рода мембрана от дураков. Если человек не знает ничего, варианта два: он хочет узнать, и он спросит, и это позитивное развитие событий; если не хочет и не готов что-то узнавать, нахер он мне тогда нужен, переубеждать кого-то я не собираюсь. В дейт-приложениях у меня стоит ВИЧ-положительный статус, но существуют ребята, которые не видят, не читают анкеты. Поэтому я всё равно озвучиваю просто, что я ВИЧ-положительный».

— Роман, ВИЧ-активист, сотрудник фонда «СПИД.ЦЕНТР».

Мнение врача

За комментарием по этой теме мы обратились к врачу-инфекционисту, просветительнице в вопросах ВИЧ Екатерине Степановой. Вот её позиция: 

Моё мнение по поводу сообщения о ВИЧ-статусе в отношениях менялось от «сообщить обязательно немедленно» до «каждый сам принимает решение когда и как сообщать или не сообщать».

Я всегда обсуждала с пациентами только необходимость защитить другого при сексе — использовать презерватив. Это главное. Сегодня мы знаем, что при подавленной вирусной нагрузке нельзя передать ВИЧ даже при сексе без презерватива.

А значит, приём терапии защитит партнёра больше, чем слова.

Я искренне считаю, что ответственность всегда, кроме случаев насилия, лежит на двоих. Если люди не используют презервативы без тестирования на ВИЧ, то это всегда обоюдный риск. Я против перекладывания ответственности на тех, кто узнал про диагноз.

Я считаю, что надо заботиться о себе, а не ждать, что другие будут заботиться. Мы живём не в идеальном мире и следует это признать.

В целом, сообщить о ВИЧ для меня больше про доверие в паре. И было бы замечательно, если бы у всех отношения были доверительные и поддерживающие — тогда вопрос, сообщить ли, просто не возникал бы.

Кто должен первым говорить о ВИЧ? (вывод редакции)

ВИЧ-инфекция — стигматизированное хроническое заболевание. Люди с ВИЧ регулярно сталкиваются с оскорблениями, отказами в знакомствах и сексе. Утверждение «люди с ВИЧ скрывают свой статус и подставляют нас!» от геев и би на сайтах знакомств работает как самосбывающееся проклятие. Люди с ВИЧ небезосновательно видят за ним сигнал: «если я узнаю, что у тебя ВИЧ, на секс и даже дружбу не рассчитывай». Одни делают из этого вывод не знакомиться, другие — не раскрывать свой статус.

Ответственность за своё здоровье бесполезно перекладывать на других людей. Люди приходят и уходят, а вам с собой жить всю жизнь. Поэтому использовать презервативы и PrEP и тестироваться, если у вас нет ВИЧ, и принимать терапию, если есть — это ваша, а не чья-то ещё ответственность.

Идея, что сохранить отрицательный ВИЧ-статус можно, отталкивая от себя парней с положительным, попросту не работает. Это наука: получить ВИЧ гораздо проще от человека, который о нём не знает. При этом иллюзия безопасности от того, что все партнёры были «минусами» и даже со справками, может мешать реально работающим методам.

Ксенофобия и стигма всегда плохо сказываются на вопросах общественного благополучия. Это справедливо для гомофобии, но и для серофобии (предвзятости к людям с ВИЧ) — не менее. Одинаковое отношение к партнёрам с ВИЧ и без, отказ от страха и предубеждений в пользу тестирования, профилактики и лечения — залог будущей победы над эпидемией.

У нас нет универсального ответа на вопрос, на каком свидании говорить о ВИЧ. Но мы считаем, что ответственность за этот разговор должны брать все участники. Если вы живёте без ВИЧ и знакомитесь с мужчинами, мы призываем именно вас инициировать этот разговор прежде, чем перейти к сексу.

Ярослав Распутин.

[adrotate group="5"]

Не пропусти самые интересные статьи «Парни ПЛЮС» – подпишись на наши страницы в соцсетях!

Facebook | ВКонтакте | Telegram | Twitter | Помочь финансово
Яндекс.ДЗЕН | Youtube
БУДЬТЕ В КУРСЕ В УДОБНОМ ФОРМАТЕ