Грандиозный финал главного песенного конкурса остался позади, оставив сложное послевкусие
Евровидение-2023 стало частью истории. Особый конкурс, который проходил в непростое для Европы время, справился со своей главной задачей. Он показал, что жизнь продолжается, а искусство побеждает, несмотря на все каверзы «подлых психопатов».
Мы не будем пересказывать все подробности шоу. Тут, конечно, лучше один раз увидеть. Но всё же обратим внимание на несколько важных, так сказать, трендовых моментов. И первый заключается в том, что это было, пожалуй, самое сильное Евровидение за последние годы. Именно с точки зрения набора участников, ярких номеров и хороших, запоминающихся песен.
В отличие от многих конкурсов прошлых лет, когда толком не из кого было выбрать победителя, на этот раз достойными были многие. Отсюда все страсти вокруг голосования и его результатов.
Возвращение к себе
Главным достоинством Евровидения-2023 стало то, что это был именно европейский песенный конкурс. Неизбежная в данном случае политическая компонента не педалировалась, а лишь создавала эмоциональный фон. Да, победившая в прошлом году Украина не смогла принять праздник у себя потому что продолжает нести тяжелейшую ношу войны за выживание против российской агрессии. Но ни в организации шоу, ни в тематике выступлений, ни в самих песнях этой темы не было избыточно много.
Открывшие финал прошлогодние победители из Kalush Orchestra повторили свою песню Stefania полифоническим хором с британскими артистами. В какой-то момент им даже аккомпанировала на фортепиано прямиком из Алой гостиной Виндзорского дворца принцесса Кэтрин Уэльская. Культурный мост между Киевом и Ливерпулем всячески подчёркивался. Украинские артисты выступали с короткими фрагментами своих песен во время дефиле участников (даже наша Сердючка была с непременным «Раша, гудбай!»). Британская сторона несколько перетянула на себя одеяло, но в целом политический градус остался невысоким.
Это было заметно в том числе по голосованию жюри и зрителей. При всей разности подходов, и те, и другие, выбирали в первую очередь понравившуюся песню, а не занимались безусловной поддержкой соседей и политических союзников.
Жюри против народов
Пересказывать содержание номеров бессмысленно. Это надо видеть. К тому же, все участники оказались на высоте хотя бы относительно самих себя. В финале, за редким исключением, они спели лучше, чем на репетициях и в полуфиналах. Каждый выдал свои 110 процентов. Просто стоит помнить, что у звёзд первой величины и у семейных любительских ансамблей вроде албанской команды этот уровень заведомо разный.
А вот на стадии голосования в зале и у двухсот миллионов экранов стоял ропот, а подчас и недовольный вой. Профессиональное жюри стран-участниц выбрало консервативную линию и сделало ставку даже не просто на качество, а на форматность. Поэтому маститая Лорин из Швеции получила от них 340 баллов — кратно больше, чем остальные лидеры. Этот грандиозный отрыв практически убил интригу. А участники-экспериментаторы и приколисты не получили практически ничего.
Зато итоги зрительского голосования оказались куда более адекватными. И уже польская певица Blanka с её закосом под школьную самодеятельность, получила от зрителей в 7 раз больше баллов, чем от жюри. А высокопрофессиональный этнический вой испанской певицы, столь восторгавший критиков, людям не зашёл.
Вердиктом многомиллионной аудитории победителем должен был стать финский рэпер Каярия с его «Ча-ча-ча», ставшей главным мемом фестиваля. Но даже 376 зрительских баллов не помогли ему преодолеть чудовищный разрыв со шведкой.
Чего ожидаем в 2024 году?
Итак, Евровидение-2024 состоится в Швеции. Как раз будет 50-летний юбилей победы местной группы АВВА на этом конкурсе. То, что Лорин получила свою победу волевым решением жюри и явно без учёта мнения людей, эту победу несколько обесценивает. То, что она выиграла уже своё второе Евровидение, обесценивает ещё сильнее. Да, Лорин божественно поёт и показала восхитительный номер, который подчёркнуто тянула сама: практически без бэков и совсем без подтанцовки.
Проблема лишь в том, что Евровидение — это история про то, как зажигаются новые звёзды, а не продолжают сиять уже известные. Эту проблему фестивалю следующего года придётся как-то решать. Ведь наверняка некоторая часть стран, действительно желающих победы, на этот раз тоже пришлют маститых профи, а не подающие надежды дарования.
Возможны и изменения в составе участников. Вероятность возвращения России и Беларуси близка к нулю: даже после поражения в войне им предстоит ещё много работы над собой, чтобы вновь быть принятыми в цивилизованном мире. Зато вновь примет участие Люксембург, который, в своё время, пять раз побеждал в конкурсе. Возможно, вернётся и Турция, но здесь всё зависит от исхода сегодняшних президентских выборов. Если вновь победит исламист Эрдоган, надежда невелика. А вот если верх одержит оппозиция, то нас может ожидать триумфальный камбек Турции в Европу.
Важно, чтобы Евровидение сохранило лучшее, что было в 2023 году: много хороших песен и не слишком много политики. Надеемся, что это долгоиграющий тренд.