Несколько поколений назад Джон Леннон сказал: «Все, что вам нужно, – это любовь». Сегодня сэр Элтон Джон продолжает в новом издании своей книги: «Любовь – это исцеление: О жизни, потере и конце СПИДа». Отчасти мемуары, отчасти политический манифест, эта книга легендарного британского артиста впечатляет своим призывом к другим встать и бороться с эпидемией.
Джон не всегда был открытым активистом. В 1980-е и начале 1990-х годов он был исключительно рок-звездой: фантастически успешным и богатым за пределами своей самой безумной мечты. И при этом падающим в эмоциональную, духовную и физическую черную дыру. Как гей, живущий в ранние годы эпидемии СПИДа, он беспомощно наблюдал, как лучшие друзья, такие как солит группы Queen Фредди Меркьюри, умирали в расцвете жизни.
Несмотря на опустошение вокруг себя, он занимался рискованным сексом. «Это просто чудо, что я не заразился ВИЧ», – пишет он в своей книге. Кокаин и алкоголь разжигали огонь. Кроме того, он много ел и, по всей видимости, страдал от булимии. «Я был виновен в каждом из семи смертных грехов, – пишет он, – кроме праздности».
Потребовался ВИЧ-положительный подросток из Индианы, чтобы Джон увидел в зеркале свое лицо. Когда Джон узнал из новостей, что мальчику по имени Райан Уайт запретили приходить в школу из-за того, что он живет с вирусом, он взорвался. Видя скромность Уайта и серьезный и прощающий подход его семьи к христианству, он сразу встретился с мальчиком, и они сразу подружились.
Уайт умер от осложнений, вызванных СПИДом, в 1990 году. Ему было всего 18 лет. И за свою короткую жизнь он вдохновил и воспитал нацию своим мужеством перед лицом поразительной общественной злобы. Он также вдохновил опустошенного Джона на отрезвление.
Однако преображение музыканта не ограничилось лишь отказом от наркотиков и алкоголя навсегда. Чувствуя вину за то, что он не внес свой вклад в борьбу со СПИДом, он решил восполнить потерянное время. Он основал Фонд Элтона Джона против СПИДа – организацию, которая выдает гранты и за последние два десятилетия собрала и распределила более 275 миллионов долларов.
В книге «Любовь – это исцеление» Джон вспоминает ведущих активистов в борьбе с эпидемией, включая принцессу Диану и Элизабет Тэйлор. Он также описывает свою неуверенность по поводу получения почетной награды Центра Кеннеди от президента США Джорджа Буша, когда Белый дом был откровенно враждебным к ЛГБТ-сообществу. Президент должен был сделать шаг вперед, чтобы впечатлить шоумена как одного из ведущих борцов против СПИДа.
Однако вице-президент Дик Чейни не был настолько впечатлен Джоном, хмурясь своим известным взглядом исподлобья во время царившего напряжения в тот момент, когда косноязычный Буш произнес название его песни “Bernie and the Jets”—“Это ‘Bennie and the Jets,’”. Первая леди Лаура Буш поправила мужа, вручавшего награду Джону. Кроме того, незадолго до этого Джон назвал администрацию Буша «худшим, что случалось с Америкой».
Помимо рассказанных историй, эта книга также является самым фундаментальным исследованием Джона о причинах распространения ВИЧ и его самым серьезным призывом к эффективным мерам противодействия таким деструктивным силам. Тема стигмы красной нитью проходит сквозь книгу.
Ответом, как он утверждает, является любовь.
Сэр Элтон ответил по мейлу на вопросы сайтов POZ и AIDSmeds о своей книге, своей жизни и своих мыслях о СПИДе:
POZ и AIDSmeds: Многие считают, что широко распространенная цель «поколения без СПИДа» или поколения «конца СПИДа», как вы описываете в своей книге, слишком оптимистична и может стать причиной того, что общество потеряет представление о по-настоящему сложных препятствиях в борьбе с эпидемией, не говоря уже о том, чтобы справиться с ней. Как вы отвечаете на эту точку зрения?
Элтон Джон: Цель мира без СПИДа является призывом к действию, а не гарантией. В течение десятилетий новости, которые мы слышали об эпидемии СПИДа, были о страданиях и смертях, вызванных болезнью. Я думаю, очень важно, чтобы общество поняло, что новости о СПИДе сегодня действительно обнадеживают, пока мы придерживаемся того импульса, который привел нас к этому обнадеживающему результату. Поэтому людям очень важно знать, что мы действительно можем иметь поколение без СПИДа. Нам не хватает двух вещей, которые общество может помочь нам обрести: должного финансирования и воли увидеть это осуществленным.
POZ и AIDSmeds: Какими усилиями Фонда Элтона Джона против СПИДа вы больше всего гордитесь?
Элтон Джон: С самого начала мы поняли, что, борясь со СПИДом, мы должны относиться к каждому человеку, живущему с болезнью, с заботой и состраданием, независимо от того, кого они любят, где живут или как они заразились вирусом. Я очень горжусь, что мы остаемся верными этому принципу более двадцати лет. За всю историю Фонда мы не стеснялись предоставлять помощь тем, кто в ней больше всего нуждается – мужчинам-геям, сексуальным работникам, заключенным, бездомным, внутривенным наркоманам. Мы продолжаем с гордостью помогать самым маргинальным группам, которые подвержены наибольшему риску инфекции.
POZ и AIDSmeds: Что еще ваша подруга принцесса Диана, если бы она была жива, смогла бы сделать для борьбы с ВИЧ?
Элтон Джон: Немногие повлияли на общественное мнение в отношении СПИДа так, как это сделала принцесса Диана. Она дошла – в буквальном смысле – до тех, кто умирал от болезни, в то время, когда люди все еще боялись заразиться вирусом от туалетных сидений. Мы обсуждали с Дианой идею назначения Фонда глобальным посланником, когда ее жизнь трагически оборвалась. Если бы Диана жила, я уверен, что она продолжила бы дело своей жизни, проявляя сострадание и обращая внимание на тех, у кого нет голоса и кого забыли.
POZ и AIDSmeds: Вы описываете Райана Уайта как «истинного христианина, современного Иисуса Христа». Особенно трогательный момент в вашей книге – это, когда мать Райана прощает адвоката, который в суде добивался устранить его от школы, на похоронах Райана.
Элтон Джон: Качества, которые я считаю самыми вдохновляющими в Иисусе Христе, – это универсальная любовь и прощение, которые как раз были качествами Райана и его семьи, так прекрасно представленными во время многих трудностей, с которыми им пришлось столкнуться.
POZ и AIDSmeds: Вас часто цитируют, что папа римский Иоанн Павел II виновен в геноциде из-за неприятия презервативов, и в своей книге вы немного менее критичны к папе римскому Бенедикту XVI. Как вы относитесь к последним заявлениям папы Франциска по поводу геев и абортов? Как вы думаете, что мы можем ждать от него, когда речь идет о борьбе с ВИЧ?
Элтон Джон: Папа Франциск сделал очень обещающие заявления, и я приветствую их. Слова важны, но действия еще больше. В 2001 году, тогдашний кардинал Хорхе Бергольо умывал и целовал ноги 12 больных СПИДом – восхитительный и красивый жест. Я надеюсь, что именно такое сострадание мы увидим от Бергольо на посту папы. Но самое важное, я надеюсь, что мы увидим, как он призывает использовать презервативы, чтобы остановить распространение болезни.
POZ и AIDSmeds: Вы очень откровенны в книге о том, как вашего прошлого злоупотребления наркотиками, и как смерть Райана Уайта вдохновила вас перевернуть вашу жизнь и с новой энергией влиться в борьбу с ВИЧ/СПИДом. Как вы использовали ваш опыт зависимости, чтобы способствовать работе Фонда по борьбе с наркоманией как одним из двигателей эпидемии ВИЧ?
Элтон Джон: Мой личный опыт научил меня важности отношения к людям, включая наркозависимых, с любовью и состраданием. Я был наркоманом. Я очень легко мог бы заразиться ВИЧ. У нас нет совершенно никакого права судить о ком-либо. Я думаю, что каждый, кто посмотрит на свой собственный опыт, поймет, что лишь немногие, если вообще кто-то из нас, в состоянии осуждать других за выбор, который они делают. Наркоманы заслуживают доступ к профилактике и лечению от ВИЧ так же, как и любой другой человек.
POZ и AIDSmeds: Как шоу-бизнес сам по себе, будь то поп-музыка, кино или телевидение, внести вклад в борьбу с ВИЧ?
Элтон Джон: У каждого есть выбор, и некоторым повезло иметь голос, который слышат. Я призываю людей, у которых много поклонников, использовать их положение для борьбы со стигмой в отношении людей живущих с ВИЧ или рискующих им заразиться.
POZ и AIDSmeds: В своей книге вы описываете часовню в вашем доме в Виндзоре, Англия, где вы чтите память людей, которых потеряли. Там есть стена с именными дощечками в память друзей, умерших от СПИДа. Какие эмоции вы испытываете, глядя на эту стену?
Элтон Джон: Я смотрю на эту стену и скучаю по моим друзьям. Я также думаю о том огромном людском потенциале, который был потерян из-за СПИДа. Мои друзья были самыми молодыми в расцвете своих жизней. Что еще они могли бы совершить, если бы были живы?
POZ и AIDSmeds: За последние три десятилетия в США было сделано многое, чтобы убедить общество, что СПИД – это «не болезнь геев». Но все еще 63% новых случаев ВИЧ приходятся на мужчин-геев и бисексуалов. Как нужно усилить наше послание, чтобы убедить гетеросексуалов, что они тоже находятся в зоне риска, независимо от того, в какой большой степени затронуты гомосексуальные и бисексуальные мужчины?
Элтон Джон: Мы говорим об «эпидемии СПИДа», как если бы это была одна эпидемия, которая затрагивает всех людей в равной степени. Но в реальности эпидемия СПИДа состоит из нескольких разных эпидемий среди определенных групп: геев, сексуальных работников, заключенных, наркоманов. То есть каждый может заразиться СПИДом, и все люди делают это: геи и натуралы, мужчины и женщины, богатые и бедные, черные и белые. Мы должны распространить слово о том, что ВИЧ/СПИД могут и действительно затрагивают каждого, но мы также должны уделять внимание населению, наиболее подверженному болезни. Это сложный баланс, но необходимый. Нам нужно, чтобы каждый увидел человеческую сторону эпидемии, и сделать все, что мы можем, для снижения инфекции в наиболее пораженных сообществах.
POZ и AIDSmeds: Много было сказано о том, что поколение геев, которые выжили в худшие годы эпидемии СПИДа, сейчас страдают от шока, включая депрессии, употребление наркотиков, одиночество и самоубийство. Как представитель этого поколения, что вы считаете нужно сделать, чтобы помочь этим выжившим?
Элтон Джон: Мы должны помочь им справиться с этим, и один важный путь сделать это – это работать как можно больше над тем, чтобы СПИД закончился уже при нашей жизни. Мы уже сделали такой большой прогресс, который, я надеюсь, принесет мир выжившим.
POZ и AIDSmeds: Многие сервисные организации по СПИДу борются за сбор денег в последнее время, когда чрезвычайность эпидемии отошла на второй план. Как бы вы охарактеризовали ситуацию со сбором денег вашим Фондом?
Элтон Джон: Фонду Элтона Джона удалось сохранить здоровый уровень сбора денег, и мы с благодарностью приняли недавнее пожертвование в 1 миллион долларов от нашего многолетнего спонсора Лилы Сафры. Но вы правы, что чрезвычайность СПИДа отошла на второй план, и это очень проблематично. Потому что мы очень близки к окончанию СПИДа при нашей жизни, мы сейчас как раз там, где нам нужно больше внимания СПИДу, не меньше, а больше денег на борьбу с болезнью. Если их будет меньше, это окажет губительное влияние на наш глобальный прогресс.
POZ и AIDSmeds: Вы рассказываете в своей книге истеричную историю об Элизабет Тэйлор: слишком расточительной и слишком обещающей. Что, вы думаете, подвигло ее заняться борьбой со СПИДом?
Элтон Джон: Элизабет была прекрасным активистом. Она просто верила, что жизнь каждого человека имеет ценность. В 1980-х и 1990-х годах она видела, что слишком много ее друзей заболевали и умирали от СПИДа, часто совершенно внезапно. Она однажды сказала: «Я продолжала смотреть все эти новости о новой болезни и спрашивала себя, почему никто ничего не делает. И тогда я поняла, что я одна из них. Я ничего не делаю, чтобы помочь». Я думаю, что ее мотивация была просто такой, и такой же сильной.
POZ и AIDSmeds: Вы постоянно пишете о том, что надо любить и уважать друг друга, чтобы бороться со стигмой в отношении людей с ВИЧ, с гомофобией и предубеждениями в отношении наркоманов, сексуальных работников и других. Как вы пытаетесь продвигать это в вашей собственной жизни и работе?
Элтон Джон: Насколько возможно, я пытаюсь выступать против стигмы. Так я делал, когда приехал в Украину, чтобы выступить там против отношения к людям, живущим со СПИДом.
POZ и AIDSmeds: Вы пишете в своей книге, что только государство может сделать больше всего для борьбы с ВИЧ. Что вы видите, когда смотрите в будущее ВИЧ в эру, когда бюджет США сокращается, расходы урезаются, а консерваторы стремятся ограничить государство?
Элтон Джон: Президент Буш внес большой вклад в создание Президентского чрезвычайного плана по борьбе со СПИДом (PEPFAR), который спас миллионы жизней во всем мире. Буш республиканец, и он смог собрать поддержку для PEPFAR среди консерваторов. Борьба со СПИДом всегда была двухпартийным вопросом, и я верю, что члены обеих партий могут и должны работать вместе, чтобы закончить эпидемию при нашей жизни.