Как живёт ЛГБТ-сообщество Армении и насколько там рады квир-эмигрантам из России
Многие ЛГБТ-эмигранты из России уезжают в Армению. Туда можно приехать по внутрироссийскому паспорту, там почти все говорят по-русски, да и просто попасть туда легче, чем во многие другие страны. Но Армения переживает трудные времена. И, несмотря на радушие и гостеприимство, армянское общество всё ещё во многом консервативно.
Так что же происходит в Армении, как чувствует там себя квир-сообщество и что ждёт эмигрантов из России? Об этом редакции «Парни ПЛЮС» рассказал Мамикон Овсепян, директор по коммуникации правозащитной организации Pink.
Расскажите о том, как пришли в квир-активизм. С чего всё начиналось и какие проблемы удалось решить вам и вашим соратникам?
Я разделил свою жизнь на до и после 2002 года. Молодая версия меня жила беззаботно, имея полную поддержку своей семьи, даже после моего каминг-аута перед ней. Хотя им было трудно меня принять, они решили отправить меня в США, чтобы я жил свободно, но в то время я понял, что еще ничего не сделал, чтобы получить эту свободу, и, прожив там 4 месяца, я принял решение вернуться и создать в Армении ту жизнь, которую хотел бы иметь.
Это было время, когда я начал участвовать в инициативе, которая затем выросла в Пинк, и именно тогда я понял, что нам нужна организация, которая расширит возможности сообщества и решит существующие проблемы. С тех пор, как в 2007-ом году регистрировали Пинк как организацию, нам удалось создать дискурс по вопросам ЛГБТ, повысить видимость сообщества, а также бороться со случаями дискриминации, предоставлять услуги и прямую поддержку сообществу, работать с родителям, с политиками и и многое другое.
Долгое время вы возглавляли проект Пинк Армения. Теперь, после вашего ухода, он продолжает работать? Новости на сайте не обновлялись с начала 2021 года…
Я возглавлял организацию как председатель до 2015 года, а после был назначен исполнительным директором. Позже я решил покинуть руководство, но не организацию, и с 2020 года занимаюсь коммуникациями организации. Честно говоря, мы обновляем наш pinkarmenia.org сайт и социальные сети чаще, чем когда-либо, публикуя статьи, отчеты, репортажи, видеоролики и другие визуальные материалы. Нашим первым языком общения определенно является армянский, большинство постов также переведено на английский, но мы решили не тратить дополнительные ресурсы на русскую часть сайта, и вскоре она будет полностью закрыта, поскольку современные технологии позволяют людям переводить любой материал и понимать его суть легко.
Не могли бы вы рассказать о ландшафте ЛГБТ организации и инициатив в Армении — развлекательных, правозащитных, сервисных? Как происходит взаимодействие между ними?
В Армении зарегистрировано множество организаций, но, к сожалению, лишь немногие из них делают полезную для сообщества работу, руководствуясь принципами «не навреди». Например, один человек уже зарегистрировал около 15 грибных НПО, чтобы показать донорам, что у них большая сеть сотрудничества. В таких случаях речь идет только о борьбе за финансы, а не о разработке полезных стратегий для сообщества, основанных на потребностях.
Например, когда в Ереване была убита транс-женщина и транс-организация провела акцию памяти с зажженными свечами, другая грибная организация объявила, что они также проведут поминальную акцию, но на 2 часа раньше, понятно что хотели просто помешать мероприятию транс-организации. В таких обстоятельствах говорить о солидарности неуместно. С одной стороны, мы имеем дело с гомофобной/трансфобной частью общества и политики, с другой стороны пытаемся защитить себя и сообщество от шантажа и мошенничества со стороны таких «активистов».
Хорошо, что в сообществе также есть интересные инициативы, в основном направленные на повышение осведомленности и обсуждение ценных вопросов посредством искусства и активизма.
Что касается развлечений, то, вероятно, у нас не так много вариантов, но туристические районы обычно дружелюбны. В последние годы техно-клубы и рейверы стали более открыты для поддержки сообщества. Например, известный клуб «Полиграф» организует квир-вечеринки «Дневники принцессы», которые стали настолько популярны в регионе, что на их мероприятия приезжает немало иностранцев тоже.
Во многих странах велика разница между столицей и провинциями. А как обстоят дела в маленькой, но столь культурно богатой Армении? Есть ли жизнь — современная, интегрированная в глобальный мир — за пределами Еревана?
В нашем случае также есть большая разница между Ереваном и другими местами. Например, у нас есть офисы в других городах, но там даже проблемы сообщества другие. Конечно, страна развивается, и мы видим больше открытых людей, больше принятия квир-людей, но политическая ситуация в стране, а также война и агрессия Азербайджана не только наносят ущерб национальной безопасности, но и создают тяжелую ситуацию в стране. Именно поэтому последние 3 года стали кошмаром для всех нас в стране во многих вопросах.
Армения гомофобна? И если да, то насколько? Меняется ли отношение армянского общества к ЛГБТК-людям и радужной тематике? Влияет ли на этот процесс смена поколений?
Если мы сосредоточимся на исследованиях, то да, армянское общество гомофобно/трансфобно, и многие люди проявляют свою агрессию в социальных сетях. Но наши недавние исследования показывают, что индивидуально люди способны понять и принять, на них влияет общее ксенофобское отношение общества, но есть прекрасная возможность работать с людьми.
Трудно положиться на молодое поколение, потому что, когда они вырастают, мальчики идут в армию и включают свой «режим выживания», то есть становятся ненавистниками, ксенофобами и агрессивными, а девочки принимают эти нормы, так как не видят другого выхода в сексистской среде. Я считаю, что нам предстоит еще многое сделать в сфере образования и борьбы с патриархатом и дискриминацией.
Многие квир-россияне бежали в Армению после начала войны против Украины и принятия гомофобных законов. Насколько Армения гостеприимна для них? Какую пользу они могут принести приютившей стране? Есть ли программы помощи квир мигрантам?
Действительно, у нас сейчас в стране много квир-русских. Поначалу было сложно, потому что они не осознавали, что находятся в чужой стране и пытались принимать решения вместо нас. Но, с другой стороны, они привнесли много разнообразия и открыли обществу глаза. Армяне в основном хорошо относятся к русским, знают язык, с ними легко общаться, вероятно, хотя бы раз в жизни бывали в России, встречались со многими русскими ранее и по многим другим причинам. А вот когда дело доходит до разноцветных волос и пирсинга, особенно у мужчин, или нестандартной одежды, наше общество к этому не привыкло еще. Но присутствует толерантность к иностранцам, наверное, основанная на мысли, что приезжие не постоянны, лучше не обращать внимания.
Если брать не всё общество, а именно квир-среду, то какое в ней отношение к россиянам? Это собратья по несчастью, близкие люди или представители бывшей метрополии и носители вируса почившей империи?
Наше сообщество также очень дружелюбное и даже поддерживает мигрантов. Однако я заметил, что многие квир россияне стараются оставаться только в своем кругу и меньше общаются с местными. Они даже создают собственный бизнес и развлечения и стараются держаться подальше от местных. Мы видим некоторое империалистическое поведение, но я думаю, что армянское квир-сообщество относится к этому проще. Это интересная тема для наблюдений, которые мы еще не делали. Во всяком случае, я не видел негативного отношения в нашем сообществе в целом.
О чем вы мечтаете для себя и для своего комьюнити?
Уже 20 лет занимаюсь активизмом, хотелось бы увидеть большие изменения в стране, однако я не разочарован и знаю, что мы можем создать хорошую страну для всех. Я хочу видеть больше счастья и больше улыбающихся людей, хочу видеть принимающих родителей и больше возможностей для квир людей. И естественно, я хочу видеть всех диктаторов и террористов за решеткой и чтобы во всем мире был мир.
***
Если вы эмигрировали в Армению, вы можете обратиться за поддержкой в Pink Armenia. Здесь вы найдёте бесплатные тесты на ВИЧ, презервативы и лубриканты, группы поддержки.
Со стрессом эмиграции, где бы вы ни были, вам готовы помочь «Парни ПЛЮС». Приходите на нашу группу поддержки онлайн, обращайтесь к френдли-врачу-инфекционисту или поговорите с равным консультантом, чтобы разобраться в своей ситуации. По всем вопросам пишите в телеграм-бот @parni_plus_bot.