Недавно мы опубликовали истории ЛГБТ-людей о расставании в эмиграции. Этот материал получил много откликов и мы решили спросить у психологов: как это работает? Почему ЛГБТ-пары распадаются в эмиграции? И вот что они ответили.
Культурный шок
Оказавшись в новой культурной среде, люди дезориентируются, жизнь в новых условиях заставляет быть всё время в напряжении. Как рассказала клиническая и кризисная психологиня и арт-терапевтка Валерия Щербакова, сотрудничающая с проектом «Справимся вместе», последствия культурного шока могут наступать не сразу.
Проходит время, и культурный шок сказывается, приводя к фрустрации и выгоранию. В таком состоянии сложно поддерживать жизнь в привычном русле, и отношений это тоже касается.
«Более того, реакции у каждого из партнеров могут наступать в разное время, что может создавать дополнительное ощущения неустойчивости, которое часто сопровождается стремлением человека закрыться и уединиться. Все это приводит к ссорам, столкновению потребностей, с которыми в иных условиях не приходилось иметь дело», — добавила Валерия.
Всё это приводит к ссорам и столкновению потребностей. Причём часто к таким, которых не было бы, будь пара в привычных условиях.
«Порой напряжения в отношениях в эмиграции связаны не напрямую с отношениями как таковыми, а являются элементами проявления культурного шока», — подметила психологиня.
Накопившиеся травмы
Ещё один фактор, продолжает Валерия Щербакова — багаж «старых ран», с которыми люди переезжают. Сюда входят и личные травмы и страхи, и накопившися обиды в отношениях, которые не нашли выхода раньше. Из-за стресса они становятся снова болезненными.
«Особенно это касается эмиграции быстрой и вынужденной, когда психика человека не была готова к резким изменениям абсолютно всего пространства вокруг. Чрезмерный стимул в виде стресса формирует чрезмерную реакцию, которая может выглядеть неадекватно со стороны партнера, вызывать противоречия и конфликты», — объяснила психологиня.
Этот стресс может проявляться по-разному: импульсивным поведением, вспышками эмоций. Даже если партнёр_ка не «попадает под горячую руку», это может сказаться на отношениях.
Другой вид «багажа», который может разрушить отношения — старые зависимости, подчёркивает клинический психолог, ведущий группы поддержки для ЛГБТ в эмиграции под эгидой «Парней ПЛЮС» Ян Якубов.
«Дезадаптивное поведение тут может появиться как попытка справиться со стрессом, особенно, если к каким-то его вариантам прибегали раньше (то есть так уже справлялись со стрессом и краткосрочно помогало) или они внезапно оказались легкодоступны для человека в силу социального окружения, ситуации, законодательства и так далее. Например, легальные лёгкие наркотики или новые знакомые, которые угощают алкоголем», — рассказал нам психолог.
Неравенство в паре
Даже если люди в отношениях совместно принимали решение о переезде, интересы партнёров могли быть неравномерно учтены. Тем более если кто-то из партнёров был инициатор_ом переезда, а друг_ой согласился.
«Часто бывает так, что решение о том, что эмигрировать прямо надо, принимал один из партнёров, а второй или вторая за ним просто поехала. А потом внезапно оказывается, что тот, кто принимал решение, выбирал под себя, а второй или вторая просто не могут там адаптироваться», — привёл пример Ян Якубов.
По словам Валерии Щербаковой, неравенство может быть как в интересах, так и в ресурсах. Это может быть ситуация, когда кто-то в отношениях выбирает эмиграцию не из своих интересов, а ради партнёра или отношений. Или история, когда у кого-то из партнёров более устойчивое финансовое положение в новой стране.
«При таком развитии событий субъективное переживание условий незащищенности второго могут провоцировать излишнее напряжение и повышение уровня стресса, выливающиеся в конфликты, мешающие полноценной адаптации обеих сторон», — поделилась кризисная психологиня.
Больше риска для ЛГБТ+
Люди в ЛГБТ-спектре постоянно сталкиваются с повышенным стрессом. Это подчеркнула вторая группы поддержки, клиническая психологиня Елизавета Ключикова. Это тоже «бьёт» по отношениям, усиливая все другие факторы.
Ян добавил, что в случае однополых пар ещё одним стрессором могут быть юридические процедуры. «Не все страны признают однополые партнёрства, в некоторых придётся легализоваться как чужим людям, а это двойное бремя», — указал он.
Но даже разнополые (или формально разнополые) ЛГБТ-партнёрства всё равно рискуют. К стрессу миграции добавляется постоянный стресс меньшинства, и их взаимное влияние может обострить любые конфликты.
«К сожалению ни один из вариантов невозможно полностью спрогнозировать заранее, но можно прислушиваться к себе, друг другу и ценностям, которые в отношениях вы реализуете», — подвела итог Валерия Щербакова.
Скоро мы опубликуем текст о том, как сохранить отношения в эмиграции — или, по крайней мере, повысить шансы на их сохранение. Если вы испытываете трудности прямо сейчас, вы можете обратиться к нам: выговориться равному консультанту и найти, где попросить помощи; или пойти на группу поддержки. Напишите нам в телеграме: @parni_plus_bot
Если кризис в отношениях приводит к насилию, обратитесь к психологиням «Справимся вместе»!