«Парни ПЛЮС» вместе с сообществом российских ЛГБТ-беженцев в США «Наши в США» рассказывают истории соотечественников, решивших сбежать от гомофобии и репрессий в Америку. Первой свою историю расскажет Эмилия: они с женой сейчас живут в Чикаго, работают и ждут суда по беженскому кейсу.
Почему именно США?
Вообще мы никогда не хотели в США переезжать. Изначально хотели поехать в Канаду по студенческой визе и активно к этому готовились. Но произошла цепочка событий, из-за которой мы решили переезжать срочно и США оказались лучшим вариантом.
Я не так давно переквалифицировалась из бухгалтера в IT, стала тестировщицей. Поработала год на первой работе и поняла, что у меня достаточно опыта, чтобы уволиться и найти более оплачиваемую должность. Успешно прошла собеседование в дочернюю компанию Альфа-банка, но в самом конце служба безопасности меня забраковала.
Оказалось, я нахожусь в базе экстремистов из-за связи с Навальным. Я ходила на митинги и делала донаты, но меня никогда не задерживали и я думала, что проблем быть не должно. Но как-то оказалась в этих списках. Может потому что когда задержали мою подругу, я трубила во все соцсети, звонила и требовала, чтобы её отпустили.
И вот это базовое право иметь работу для меня оказалось недоступно. Причём я хотела сделать запрос в МВД об этом, попросила какое-то подтверждение этого отказа — мне сказали, что ничего не дадут, мол, «вы же понимаете, что эти данные мы не совсем законными путями добываем».
Посмотреть эту публикацию в Instagram
То есть узнать ничего не могу, но и работу получить не могу. Такой вот «теневой бан». И буквально сразу после этого, в течение пары недель, выходят новые критерии, что подходит под «ЛГБТ-пропаганду». Там вся моя жизнь, потому что я никогда особо не скрывала свою жизнь, фото с женой в соцсетях, посты какие-то. И скрывать всё это, удалять я не была готова.
Все эти события нас очень напугали, мы подумали и стали собирать чемоданы. В Канаду и ЕС быстро попасть уже не было вариантов и оставалась только опция лететь в Мексику и просить убежище в США. Так мы и решили.
Мы собрались в апреле и купили невозвратные билеты на май.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Было страшно улетать в США? Что оставили в России?
Родители были в курсе всего и понимали, что нам нужно уезжать, поэтому поддержали. А вот бабушки и дедушки — тут, конечно, было тяжело. Они не в курсе наших отношений, им сложно было объяснить, почему и куда мы летим. И получается, что мы врём им, что обязательно увидимся, а по факту понимаем, что вряд ли это произойдёт…
Как вас встретила Мексика?
Мы провели в Мексике полтора месяца и всё время были в какой-то прострации. Состояние было не очень: всё менялось быстро в правилах перехода границы и мы не знали, сможем или нет попасть в США. Сначала люди проезжали на машинах, потом какие-то благотворительные организации появились, потом эта запись… Это было довольно стрессово.
Мы каждый день просто вообще не вылазили всех этих чатов из всех каналов адвокатов, которых мы знаем. Но если оглянуться назад, то за время всей миграции, в Мексике было самое простое время. В тот момент от нас ничего не зависело, нужно было просто сидеть и ждать.
Мы большую часть времени провели в Мехико, потому что это более безопасный город. Но за две недели до перехода границы мы переехали в Рейносу: в Мехико заканчивалась аренда, продлевать её было слишком дорого. О Рейносе мы начитались, что это опасный город, и было страшно.
Когда мы прилетели туда, оказалось, что к аэропорту такси не подъезжает и пришлось идти пешком с чемоданами два километра по дороге. По счастью, мы встретили компанию русскоязычных людей и пошли вместе с ними. Была ужасная жара, палящее солнце, ни одного дерева. Плюс мы были в относительно теплых вещах, так как в Мехико вечером при вылете было прохладно. В итоге прямо на трассе переодевались.
Сейчас, когда мы в спокойствии и стабильности, всё это выглядит сумасшедшим приключением.
Что было самым страшным?
Мы прилетели с другом: у нас уже была дата перехода границы, а у него ещё нет. И мы решили пойти в церковь, так как прошёл слух, что у них отдельная квота и он сможет записаться. Да-да, церковь водила ЛГБТ-людей из России через границу США.
Мы поехали через весь город. Это было ужасное зрелище. Обстановка как в вестернах: криминал, койоты, этот город максимально отображает эти стереотипы о Мексике.
Перед церковью, обнесённой железным забором, было множество людей, которые прямо в палатках там жили. Их не пускали на территорию церкви, а нас пустили, чуть ли не красную дорожку расстелили. Было очень совестно ловить на себе их взгляды. Внутри, на территории церкви, тоже жило много беженцев. Полуголые дети, беременные женщины, лежащие на бетонном полу. Все просто лежали или ходили, дожидаясь, пока им помогут.
Друг оставил заявку, и какое-то время нас не выпускали из церкви, говорили, что снаружи опасно. Они сами вызвали нам машину, мы дождались её внутри. Когда машина приехала, нас вывели обратно за забор, сверили номера машины, поговорили с водителем и только потом отпустили.
Мы так испугались, что оставшееся время не покидали территорию арендованного дома, который был за огромным бетонным забором. А в назначенный день пришли к границе, нас пропустили и мы полетели в Нью-Арк, а затем в Филадельфию просить убежища.
Как вы нашли чат и чем он помог?
Вообще сначала мы нашли множество других чатов. Это забавно и бесит одновременно. Когда я начала изучать, как попасть в США, нашла множество чатов, которые в основном состояли из натуралов, и те активно выясняли, как бы им притвориться ЛГБТ, чтобы пересечь границу. Дело в том что среди наших соотечественников бытует мнение, что США более охотно пускают и дают убежище россиянам из числа ЛГБТ.
Меня возмущало это лицемерие. В России мы все такие, ну, все эти оскорбления, которые они обычно говорят, а как припёрло — так почему бы и не «закосить» под нас. Я писала это в чатах, и благодаря таким комментариям один из участников меня заметил и позвал в чат «Наши в США».
Там вообще новый мир поддержки для меня открылся. Это на самом деле очень здорово. Много информации структурированной, стало намного проще, в том числе решиться купить билеты.
И, конечно, в чате нет подставных «помогаторов», это очень ценно. Правда, оценили мы это уже после того, как столкнулись с обманом.
И кто же вас обманул в США?
Наш поручитель. Это очень некрасивая история. Это бывший нынешнего нашего друга, который перебрался в США раньше нас. И они со своим бывшим пытались запустить социальный бизнес: размещать таких беженцев, как мы, и давать работу. первые шесть дней работы шли в оплату жилья и еды. Мы согласились.
Они сняли под это дело дом, оказался в какой-то глуши. Работы почти не было, он много пил и не искал заказы, мы уже сами пытались настраивать рекламу на услуги их фирмы, чтобы хоть что-то заработать. И постоянно менялись условия. Он повышал плату за жильё, попрекал нас каждым куском хлеба, обсчитывал, когда брал с нас деньги за поездки, не хотел платить зарплату, угрожал, что один его звонок и нас депортируют и всё такое.
В итоге к нам приехал наш друг, остававшийся в Мексике, мы вместе купили машину. В итоге этот «поручитель» нас поставил перед фактом, что аренда дома заканчивается через 2 недели и мы должны съехать. Для людей без денег и документов это очень короткий срок. Нам пришлось экстренно искать жильё.
С тех пор не хочу связываться с российскими иммигрантами в США. Если только из чата «Наши в США», там таких историй не было.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Как вы сейчас?
В итоге мы через телеграм-чаты нашли ребят, которые помогали с подбором жилья и предоставляют услуги гарантора. Мы перебрались в Чикаго и там сняли квартиру. Потратили просто все деньги, вообще ничего не оставалось.
Заселились и началась паника, надо было искать работу. Мы просто каждый день с утра до вечера ходили по всем возможным ресторанам, наш друг ходил в автомастерские искать работу механиком. В итоге нашли.
Первой нашла работу моя жена. У неё похуже с английским, но она нашла ресторан с русскоязычными ребятами, они её взяли, а потом в один день сообщили, что ресторан больше не работает, потому что не приносит прибыли. Мы даже не удивились такому некрасивому поведению после предыдущего опыта. Я искала ещё неделю, и вот буквально пожаловалась жене, что не могу найти работу — и через 15 минут её нашла. Это семейный ресторан, у владельца работали его дети, а осенью они пошли в школу и нужны были официанты.
Я работаю за чаевые, и это получается неплохо, если много улыбаться. Слабый английский не мешает, наоборот: когда я запинаюсь, меня спрашивают, откуда я, просят научить нескольким словам на русском и всегда оставляют щедрые чаевые. С русофобией тут сталкиваться не приходилось.
Сейчас я нашла даже вторую работу: фотографом в ресторанах.
Теперь нам надо заниматься своими документами. В течение года должен пройти суд по нашему беженскому кейсу. Нужно перевести все доказательства на английский, консультироваться с юристом. Благодаря тому, что у нас официальный брак, у нас одно дело на двоих: я заявительница, а жена — свидетельница.
Если бы вам дали возможность вернуться в прошлое и дать себе один совет. Куда бы вы вернулись и какой совет дали?
Я бы вернулась в колледж, дала бы себя леща и сказала бы: «Учи английский!». Это, наверное, 50% успеха в поиске работы. Это единственный барьер, с которым мы тут сталкиваемся.
Записал Ярослав Распутин.
Если вы ЛГБТ+, живёте в США или планируете туда перебраться — вступайте в чат «Наши в США»!
Для этого заполните форму по ссылке.