Социолог Игорь Эйдман заметил примечательную публикацию в Ежегоднике государственного архива РФ. В нём очевидец описывает отношения на публике Петра I с его предполагаемым любовником Александром Меншиковым.
Некий Якоб Ван Дам видел Петра I и, предположительно, Меншикова в Утрехте (Нидерланды). Об этом он написал в Италию великому герцогу Тосканскому Козимо II. В письме, которое опубликовал Госпрхив, он упомянул об этом так:
«Когда он проходил по деревянному мосту, который находится между одной и другой верфями, рядом с ним был невысокий человек, его возлюбленный, как мне говорили, принц крови и его кузен, с которым он только и делал, что дурачился, обнимая, целуя, поглаживая его и делая другие похотливые жесты точь-в-точь как матросы, которые возвращаются из Индии и хорошенько выпили»
Как пишет Эйдман, речь, скорее всего, об Александре Меншикове. Именно о нём современники поговаривали (и писали) как о любовнике Петра I. Социолог шутит, что официальное издание теперь можно обвинить в «ЛГБТ-пропаганде»:
«Составители Ежегодника государственного архива РФ за 2023 год явно рискуют нарваться на обвинения в пропаганде ЛГБТ. Из опубликованного ими документа следует, что главный герой в официальном патриотическим пантеоне, создатель Российской империи Пётр Великий был тоже того-с, нетрадиционно ориентирован. Можно сказать, вёл Россию вперёд под радужным флагом».
В ноябре 2023 года Государственный архив РФ представил новый журнал — Ежегодник госархива. Как и следует из названия, учреждение планирует выпускать его раз в год. В Ежегодник входят статьи сотрудников и исследователей архива, а также тексты архивных документов.
Письмо Якоба Ван Дама было одним из описаний Петра I времён Великого посольства. В 1697–1698 годах российский император путешествовал по Европе, чтобы устанавливать с её правителями дипломатические связи.
Кроме абзаца про любовника, Ван Дам пишет, что император снял комнату в небольшом доме на верфи у канатного мастера. Он делится, что его приятель, служивший Петру переводчиком, был с императором в бане и видел того абсолютно голым.
Сам автор письма застал Петра в обычной рабочей одежде идущим на верфь — там император участвовал в постройке корабля как плотник и разнорабочий, и все другие работники звали его по имени.