Арт-директор Александр Климов, администраторка Диана Камильянова и владелец клуба Вячеслав Хасанов находятся под арестом в рамках первого в России уголовного дела об «экстремистской организации ЛГБТ».
«Поддержка политзаключённых. Мемориал» считает Александра Климова, Диану Камильянову и Вячеслава Хасанова политическими заключёнными и требует прекращения их уголовного преследования и немедленного освобождения. Правозащитный проект называет для этого несколько оснований:
Неправовой и антиконституционный характер признания экстремистским «международного общественного движения ЛГБТ». Решение Верховного суда от 30 ноября 2023 годанарушает права человека в нескольких сферах, что подробно указано в экспертном заключении семи правозащитных организаций, подготовленном для заседания Верховного суда.
Неправовой характер применения ст. 282.2 УК РФ в связи с обвинениями в участии в деятельности «международного общественного движения ЛГБТ». Климов, Камильянова и Хасанов обвиняются в «организации деятельности экстремистской организации». Однако по сути администраторка, арт-директор и предприниматель занимались обычной законной деятельностью. Сам по себе коммерческий развлекательный клуб не может являться «структурным подразделением» ЛГБТ-движения.
В разъяснении пленума Верховного суда от 2011 года говорится, что «организация деятельности экстремистской организации» — это действия по продолжению или возобновлению уже существовавшей деятельности такой организации. Таким образом, в этом деле отсутствует само событие и состав правонарушения, а преследование происходит по принципу сексуальной ориентации и гендерной идентичности или наличия устойчивой связи с сообществами, объединёнными такими признаками.
О возбуждении уголовного дела в СМИ сообщила директор «Лиги безопасного интернета» и член Общественной палаты РФ Екатерина Мизулина. Это наглядно демонстрирует уровень политизированности и заинтересованности государства и использование этого дела для запугивания общества и объявления новой повестки, в рамках которой, весьма вероятно, последуют другие подобные дела.
Возбуждению уголовного дела предшествовал рейд силовиков. Подобные рейды стали массово проводиться как раз после вынесения решения о запрете «Движения ЛГБТ». Фактически государством был дан сигнал к очередной «охоте на ведьм», и теперь любой человек или организация, которую можно хоть как-то соотнести с ЛГБТ-тематикой, может подвергнуться репрессиям.
Активную роль в этих действиях играют объединения вигилантов, то есть общественных движений, не обладающих официальными полномочиями, но фактически принимающих на себя силовые функции, которые в нормальном обществе должны исполняться только государственными структурами.
Напомним, 9 марта в клуб «Поза» в Оренбурге пришли силовики. Налёт организовали националисты из «Русской общины» — они тоже присутствовали во время рейда и вели себя по-хозяйски. Можно было ожидать, что это обычный визит полицейских, каких в последнее время было много. Вместо этого появилось уголовное дело по ч. 1 ст. 282.2 УК РФ («Организация деятельности экстремистской организации», до 10 лет лишения свободы). Первое в России, заведённое в отношении ЛГБТ+ людей.
Мы закрыли двери, но это не помогло. ЛГБТ в России стали экстремистами
Единственным известным «доказательством» служит один единственный «установленный в ходе следствия» факт:
«В ходе следствия установлено, что обвиняемые, являясь лицами с нетрадиционной сексуальной ориентацией, действуя группой лиц по предварительному сговору с неустановленными следствием лицами, которые также поддерживают взгляды и деятельность запрещенного в нашей стране международного общественного объединения ЛГБТ, работали в баре «Роse», обеспечивали его функционирование», – сказано в телеграм-канале Центрального районного суда.
С таким выводом суд постановил отправить под арест Диану Камильянову и Александра Климова. Немного позже был задержан и владелец клуба Вячеслав Хасанов. Срок ареста всем избран до 18 мая. Его могут продлевать бесконечно, на всё время следствия.
Отметим также, что преследования ЛГБТ-людей в России продолжаются уже много лет.