Каждый раз, когда я слышу «россияне заслуживают Путина», я думаю о двух вещах. Во-первых, у нас протестуют прямо сейчас. Во-вторых, наши «большие митинги против Путина», которых все ждут, были тогда. В 2012-м.
Меня зовут Итиль Тёмная, и я хочу напомнить, что сегодня важная дата — годовщина первого Марша миллионов в 2012 году, когда в центр Москвы вышли десятки тысяч человек под всеми возможными флагами.
Их всех объединяла одна идея. Массовые выступления начались за несколько месяцев до того, в декабре 2011 года, против фальсификаций на парламентских выборах. 6 мая — день накануне церемонии новой инаугурации Путина.
Неужели кто-то правда думает, что всем этим людям за двенадцать лет стало всё равно? Неужели так легко поверить, что война волнует людей меньше, чем состав депутатов?
Митинг 6 мая был согласован. Несмотря на это, очень быстро он превратился в хаос. Уголовное дело «о массовых беспорядках» и «применении насилия к полицейским» было возбуждено в тот же день, обвиняемыми по делу стали 35 человек.
За эти 12 лет лично я успела привыкнуть к жёстким разгонам и неправомерным приговорам. Да и в то время это были далеко не первые неправомерные задержания. И всё же кое-что было новое. Фотограф Евгений Фельдман расказывал, что у него возникло ощущение, как будто в городе собралась армия — армия против. Он сказал, это было впервые, когда такое ощущение было ещё до начала митинга.
Протесты были всё это время
Несмотря на жёсткие задержания и уголовные дела, протесты продолжались — каждый год, по разным поводам. И согласованные, и партизанские. Становилось хуже, и хуже, и хуже, и в 2022-м (когда уезжала лично я) было уже значительно сложнее, чем в любое другое время до. И всё равно активисты и активистки оставались до последнего, а новые всё появлялись и появлялись.
Мы чертовски хороши: ЛГБТ+ в современном антивоенном протесте
Меня сильно зацепили слова Фельдмана, потому что со временем ощущение, будто против граждан выставили армию, появилось уже у меня — во Владивостоке, очень далеко от столицы. А также за это время появилось намного больше камер с распознаванием лиц — и списков активных людей — и внедрённых в чаты ментов.
И все эти годы, пока лично я своими глазами смотрела, как менялись новости в России и в моём родном городе, — всё это время я видела упрёки: «протестуете недостаточно», «протестуете неправильно». Всегда ставили в пример любые другие протесты в любых других странах. И я хочу спросить:
«У беларусов в 2020 не получилось, только потому что Путин помог». «У казахов в 2021 не получилось, только потому что Путин помог». Ну а что же такого невероятного в идее, что у россиян не получилось, потому что Путин, а?
С самого начала полномасштабного вторжения в Украину от россиян и россиянок ждут больших протестов с особенной силой — и обесценивают всё, что не соответствует их личным ожиданиям. Но у нас всё ещё именно вот этот самый Путин, не какой-то другой. И в собственной оккупированной стране, себе самому он тоже помогает.
«Заслуживаем Путина?»
Оригинал этой фразы звучит так: «Каждый народ получает такое правительство, которое он заслуживает». Это написал Жозеф де Местр, абсолютный монархист 19-го века. Он совершенно не имел в виду, что народ выбирает свою власть. Более того, он считал, что протесты нарушают «естественный порядок» вещей. Кстати, я советую послушать подкаст «Сигнал» на ту же тему. И напоминаю: насилие нельзя «заслужить».
Это не первый раз, когда я пытаюсь публично поговорить на эту тему. В таких дискуссиях всегда наступает момент, когда мне говорят, что большинство людей «действительно поддерживает войну», «действительно являются мразями» и «действительно заслуживают Путина». Только вот все эти язвительные выпады «против мразей» бьют не по «мразям», а по людям, которые и так делают всё, что могут, исходя из собственных условий.
Нет ни «рабского народа» ни «рабского мышления». Как раз наоборот, всем людям присуще стремление к свободе.
Если мы «заслуживаем Путина», придётся сказать, что диктатуру заслуживали все республики в составе СССР (в том числе те, кто сейчас говорят о своей оккупации) — они ведь не «скинули власть». Что насчёт оккупированных территорий? Они тоже сразу же превратились в «заслуживающих Путина» россиян и россиянок?
Как я ни стараюсь, я не могу посмотреть на это таким образом. И, поскольку я готова сочувствовать людям, которые протестовали и у которых не получилось, — я сочувствую и людям в России.
Протесты продолжаются прямо сейчас
За прошедшие 12 лет многие уехали (включая меня саму), а многие получили уголовные дела (включая лично знакомых мне людей). Но протест — продолжается.
По данным правозащитного проекта «ОВД-инфо», число политически мотивированных задержаний только за антивоенную позицию достигло 19 850 человек. Конечно, это не такая активность, которую ждут критики и критикессы. Но это всё ещё сильно больше, чем демонстрация семерых 1968 года.
В 2024-м люди всё ещё ищут способы, как налаживать свою жизнь, сохранять близкие связи (и даже формировать новые), распространять информацию и выражать своё мнение. Я считаю, что это самое главное при диктатуре. Это не звучит героически, но это является героизмом: быть теми, кто переживёт зло, не превратившись во зло.
В 2012-м был наш переломный момент, но будут и новые переломные моменты — не менее страшные, но уже в нашу пользу. Я уверена, что большинство из нас переживёт Путина. Главное — не потерять при этом собственную человечность.
В этом смысле я не слишком переживаю за людей в России. Только за тех некоторых, кто считает, будто диктатуру можно заслужить.
Итиль Тёмная