Системная дискриминация преследует не только меньшинства среди людей, но и самое многочисленное меньшинство на планете — нечеловеческие сообщества*. Как ЛГБТ-люди связаны с экологией и современными природными кризисами? Почему мы должны работать вместе и бороться за сопроцветание? По просьбе «Парни ПЛЮС» рассказала эко-активистка Иоанна Сузёмок.
*Нечеловеческие сообщества — это любая природная система, которую в эпоху потребления принято воспринимать как ресурс и фон для жизни урабанизированного общества. Нечеловеческим сообществом, например, мы можем считать колонию бактерий, леса и другие растительные сообщества, экосистемы разных масштабов.
Исключить каждого?
Патриархальная логика часто следует принципу исключения. Подобно тому, как нас, представителей ЛГБТ-сообщества, лишают голоса и собственной субъектности, природу усиленно игнорируют. Любое проявление природы считается ресурсом: горы – источник полезных минералов и горных пород, лес – источник древесины, поля – бесконечные полигоны для выращивания монокультур, моря – неиссякаемые источники рыбы. Темп грубой капиталистической системы и погоня за «цивилизованной» «комфортной» жизнью не позволяет человеку остановиться и узнать о том, насколько мы похожи. Не позволяет взглянуть на почвы и понаблюдать за тем, как появляются ростки новых цветов, как жучки выполняют свою рутину.
Такое наблюдение за движением природы, восхищение ею постепенно начало ассоциироваться с бездельничеством, инфантильностью. На самом же деле практики наблюдения за природными системами некогда позволили коренным сообществам выжить и перенести все эти знания на отношения внутри человеческих групп.
Представители коренных сообществ, а позже и деколониальные мыслители из естественнонаучной сферы увидели, что растения это не просто «легкие Земли». Взгляд на мир, где человек не занимает центрального места, показывает, что настоящей точкой отсчета являются растения. От их ритмов зависит быт, культура, выживание (здесь я говорю о сезонности растений, которая формирует наш рацион, ритуалы и другое). С помощью этой оптики мы понимаем, что растения и другие организмы, способные к фотосинтезу, – создатели миров и их основа. Если вы готовы развить эту мысль, то уверена, что вас могут увлечь тексты о концепции плантропоцена, мире, где все внимание отдано растениям.
Стоит напомнить, что колониальный и патриархальный взгляд на устройство жизни не был для нас врожденным, мы приобрели его со временем, убежав от наблюдения за природой и забыв о том, что нам необходимо сопроцветать.
Начнем работать вместе?
Современная экология давно вышла за пределы скупого изучения того, как работают природные системы, того, как строятся связи внутри нечеловеческих сообществ. Сегодня мы дополняем научные знания из области биологии, химии, геологии, физики и других систем естественнонаучного знания мыслями из философии. Современная экология стремиться деколонизировать знание, уйти от гетеронормативности и строго академизма. Например, начиная с середины XX века начало развиваться течение экологической этики, ставшее ответом на глубокое противоречие между антропоцентризмом и нечеловеческими сообществами, которые от него страдали.
Размышления об экологической этике вернули природе место, равное человеку. Экоэтика указала на глубокую дискриминацию, насилие, которое годами человек оказывал на нечеловеческие сообщества.
В последние десятилетия экологическая этика дополнилась и новыми материализмами. Этот пугающий термин говорит об основополагающих вещах и мне хотелось бы, чтобы они стали базой для взгляда на мир каждого из нас. Новые материализмы это стирание границы между человеческим и нечеловеческим, живым и не живым. Отсутствие подобных границ показывает нам разнообразие мира и то, как много участников существует в каждом жизненном процессе. Даже в том процессе, который принято считать заслугой одного лишь человека.
Новый материализм – это альтернативная оптика, которая встает в оппозицию к классической науке и ее линейности, это новый взгляд на философию материи, той массы из которой состоит весь мир осязаемый и нет. После «оживления» материи эта теория дарит нам свободу жить с любым нечеловеческим организмом на равных и учиться друг у друга.
Чему мы можем научится у природы?
Пока мы бьемся с философией, природа движется согласно собственным законам, изменяется и адаптируется. Природа всегда стремиться к возвращению в цикл жизни. Чтобы мы не сделали, какие бы химикаты не распылили в поле, какие бы большие отвалы горных «хвостов»* не оставили бы, природа всегда покажет себя. Разве мы не должны стремиться к подобной стойкости и устойчивости? Думаю, первое, чему нам стоит научиться у природы это гибкости и стремлению расти, несмотря ни на что.
Еще один глобальный урок, который нам стоит усвоить – нельзя действовать в одиночку. Мы должны объединяться в сообщества, отринув антропоценновое мышление, которое одержимо независимостью человека. Мох в одиночку не способен вернуть жизнь на отвалы горных «хвостов»*, но он становиться домом для семян трав и кустарников, которые за счет совместного роста создают почвы, позволяют жизни захватить голый камень.
*Отвалы горных «хвостов» – огромная насыпь, гора из пород и отходов обогащения. Обычно человек их оставляет, когда заканчивает часть работы над карьером для добычи ресурсов.
Мы не должны с головой погружаться в свое человеческое, опьяняясь исключительностью, ведь вокруг нас ежедневно работают другие организмы и силы, способные на изменения планетарных масштабов. У некоторых из этих существ опыты в построении сообществ исчисляется миллиардами лет, ведь именно они создали все, что нас окружает.
И теперь, немного поговорив о ценности природы и знаний, что она в себе хранит, давайте перейдем к проблемам человеческим. Тому, как на наше сообщество влияют кризисы, созданные патриархально-колониальными привычками людей.
Как экологические проблемы связаны с ЛГБТ-людьми?
Я предлагаю поговорить об этом на примере климатического кризиса, который становиться самым большим вызовом для человечества. Климатический кризис, также может быть вам известен как изменение климата. Это процесс планетарного масштаба, связанный с накоплением в атмосфере углекислого газа. Такой, казалось бы незначительный процесс сбивает работу всего живого и не живого на нашей планете, например: чаще происходят перепады температур, повышается продолжительность засух, которые резко сменяются ливнями и наводнениями, усиливаются шторма и ураганы, становится больше насекомых, которых мы привыкли называть «вредителями». Негативные последствия изменения климата можно перечислять бесконечно…
Одновременно с этим, исследования последних лет все чаще говорят о том, что последствия климаткризиса в большей степени будут негативно отражаться на жизни меньшинств и незащищенных групп. Существующие проблемы усугубляются и тем, что нехватка ресурсов и социальные волнения могут разрушить наши достижения в области прав ЛГБТ-людей.
Давайте посмотрим на более конкретный пример того, как климатический кризис влияет на нас:
Представители ЛГБТ-коммьюнити сталкиваются с неравенством в оказании медицинских услуг, необходимость в которых растет из-за частых стихийных бедствий, ухудшения качества воздуха, перепадов температур и продовольственного кризиса. Кроме того, исследователи и активисты фиксируют случаи трансфобии и гомофобии по отношению к жертвам природных катаклизмов.
Несмотря на социальную несправедливость, ЛГБТ-люди продолжают бороться, становятся частью комитетов и организаций, которые занимаются адаптацией к последствиям климатического кризиса, проводят исследования и организуют просветительские проекты, чтобы наш голос был услышан. Подробнее о квир-экологии и сообществах, которые объединяют ЛГБТ-людей, обеспокоенных состоянием окружающей среды, я могла бы рассказать в следующих статьях.
Иоанна Сузёмок