Отсутствие примеров положительной репрезентации ЛГБТ-пар до сих пор остается актуальной проблемой для квир людей, которые только вступают в новые отношения
ЛГБТК+ люди, рожденные на стыке постсоветского пространства и 21-го века, часто не имели представления о том, как могут выглядеть счастливые гей или лесбийские пары. Многие не понимали, как квир люди выстраивают между собой полноценные сексуальные и романтические взаимоотношения. Подобные примеры никогда ранее не существовали в нашем обществе в открытой форме.
Волна небольшой и призрачной свободы слова в России с 2000-х годов ненадолго приоткрыло железные стены, которые еще имели остаточный след после распада Советского Союза. В стране стали появляться статьи, посвященные трудностям и радостям жизни однополых пар. По телевизору шли передачи, где ведущие и герои спокойно обсуждали вопросы сексуальной или гендерной идентичности. В некоторых журналах появлялись интересные на тот момент заголовки и личные истории ЛГБТК+ людей. По текущим меркам все это, конечно же, было на уровне базовых и устаревших обсуждений, но нужно было с чего-то начать.
В остальном многого застать так и не удалось. Никто из публичных и известных на всю страну людей не передавал широкой публике истории положительной репрезентации своих квир отношений. Большинство либо так и остались в шкафу, редкие из них сделали каминг-аут и с недавних времен покинули страну. В сериалах или кино мало затрагивались темы ЛГБТ-пар. Пусть даже история была красивая или интересная, но редко заканчивалась позитивно и никогда не передавала счастливый лор персонажей.
Последние года сильно сократили количество положительной репрезентации ЛГБТК+ отношений в русскоязычном информационном пространстве. Все, на что мы сейчас можем опираться, это зарубежные книги, сериалы, фильмы, личный опыт и квир отношения наших друзей или знакомых.
Автор: Денис Богданов
Первая гей пара в жизни
Когда я только начинал осознавать в себе гомосексуальные спектры, в интернете, медиа и моем личном восприятии мира, все вокруг было слегка депрессивным. Тогда на пике популярности был сериал «Отбросы» и «Бесстыжие». Если кто-то из вас смотрел эти сериалы, вы понимаете, насколько отрицательными и деструктивными были показаны отношения или сами квир герои этих историй.
Первая гей пара, которую я увидел на экране, были Йен и Микки. Для тех, кто не смотрел Бесстыжих, вкратце расскажу. Йен из многодетной семьи, с биполярным расстройством личности, который отказывается принимать таблетки и теряет эмоциональный контроль при любом удобном случае. Микки, которого воспитывал отец насильник, постоянно пьет, курит, употребляет наркотики, носит с собой огромное количество оружия и нападает на людей при любом удобном случае. Они то сходятся, то расстаются, то состоят в моногамных отношениях, то в немоногамных. Либо сидят в тюрьме, либо избивают друг друга или создают проблемы другим своим близким.
Пример, как по мне, именно для первого раза в жизни – так себе. Хотя одному уроку они меня точно научили: чтобы между вами не происходило, любые трудности можно преодолеть. Настолько сильной и крепкой любви между главными героями я встречал лишь в некоторых других историях, но нигде из них персонажи не были прописаны настолько же ярко и эмоционально напряженно. Уверен, у каждого из нас есть первая квир пара, которая оставила особый след в нашей подростковой жизни и помогла лучше понять свои хотелки в будущих отношениях.
Худших пример – собственная семья
На кого смотреть квир подростку из стран СНГ, ведь собственная гетеросексуальная семья редко подает надежды счастливого будущего или воспитывает в тебе показательный пример. У моей мамы долгое время не получалось построить отношения с мужчинами. Когда мне приходилось знакомиться с новым партнером мамы, я каждый раз удивлялся, насколько каждый из этих мужчин был отвратителен в своих поступках или поведении по отношению к женщинам. Они позволяли себе повышать голос, устраивали скандалы по любому поводу и делали все, чтобы мне не хотелось повторять тех же ошибок.
Маленьких ребенок успокаивал маму больше, чем это делал любой другой мужчина, рядом с которыми она так отчаянно пыталась обрести защиту, любовь и поддержку. Тогда, маленькому мне, уже начинало казаться, что отношения не должны быть такими. Когда я вырос и осознал, что мое влечение отличается от большинства других людей, вопросов к построению отношений становилось только больше. И чем больше я знакомился с другими парнями геями, количество вопросов кратно увеличивалось, а ответы получить было крайне трудно.
Возможно у кого-то из вас негативным примером являлась мама или более старшее поколение в лице бабушек и дедушек. Не имеет значения кто это был – важно, что большинство из них не были квир людьми, а значит они не сталкивались с теми проблемами, которые общество ставит перед нами, когда мы хотим вступить в такие же открытые и доступные всему остальному миру отношения.
Разве гетеро пары другие?
Нет, они совершенно такие же, как мы с вами. За исключением одной небольшой детали – гетеро пары никто не пытается лечить, убивать только из-за сексуальной ориентации, запрещать проявлять чувства на людях или воспитывать детей. Как только ты осознаешь себя ЛГБТК+ человеком, вместе с этим осознанием часто появляется огромное количество страхов и переживаний, которые недоступны гетеро людям и они вряд ли в своей жизни смогут испытать нечто схожее с нашими проблемами.
Крайне тяжело донести гетеро человеку, насколько страшным может быть желание проявлять свои чувства на публике, бояться поцеловать близкого человека в полупустом парке или держаться за руки в общественном транспорте. Никто из них не понимает, как страшно испытывать мальчику первую влюбленность в своего одноклассника или пугаться собственных сексуальных фантазий с другом, с которым мы вместе проводили время в песочнице. Это лишь малая часть, которую можно привести в пример. Сейчас, благодаря эмиграции во мне постепенно пропадают эти страхи, но они будут призраками преследовать меня всю оставшуюся жизнь.
Иногда в разговоре с новыми гетеро знакомыми, когда они начинают расспрашивать про какие-то личные переживания, хочется сделать нечто магическое, как в фильмах. Иметь способность одним прикосновением не просто передать все воспоминания из прошлого, но и чувства, которые ты фоново несешь с собой вместе с этими воспоминаниями. Как по мне, это был бы самый лучший способ объяснить человеку пережитый опыт. Можно еще фильмы или сериалы со сложными, депрессивными историями показывать, но это путь долгий и самого тебя вгоняющий в повторную тоску о пережитом ранее.
Очевидно, что гетеро отношения отличаются от квир опыта не только количеством страхов и переживания из юношеских лет. Когда ты взрослый ЛГБТК+ человек, который хочет отношений и крепкой эмоциональной связи, встретить подобное становится еще труднее. Квир люди всему учатся на собственных ошибках: от первого секса, до первой влюбленности и социальных ролей в работе, учебе, отношениях, дружбе и родительстве.
Мы, как слепые кроты, которые не то что обделены привычными общественными «нормами» – каждый из нас буквально пишет свою уникальную квир историю с особенностями и категоричными отличиями. Почти четверть нашей жизни нам приходится смотреть на репрезентацию гетеро отношений, но когда дело доходит до реальной жизни с нашей квир идентичностью, все приходится изучать заново. Появляется огромное количество вопросов, а на поиски ответов уходит бесчисленное множество лет.
Как целоваться с парнем, если я парень? Как начать секс с девушкой, если я сама девушка? Как подготовиться к первому анальному сексу? Мне будет очень больно, если у меня все так узко? Его тело ощущает то же самое, что и мое, или как-то иначе? А нужны ли презервативы, если вы оба парни/девушки? Как мне заниматься сексом, если я не чувствую сексуального возбуждения, пока не полюблю человека? А что мне делать, если я вообще не хочу секса? Странно, почему мне не нравятся ни девушки, ни парни, а только люди, которые выглядят как-то между двумя гендерами? – это только лишь несколько вопросов из сотен других, с которыми гетеро люди сталкиваются в десятки раз реже. Наш с вами опыт особенно уникален, это наш дар и наше проклятье.
Новому поколению легче
Более молодому поколению действительно легче. За последние 5 лет появилось огромное количество сериалов, фильмов, книг, статей, шоу, медиа персон, блогеров, политиков, активистов, организаций, сообществ и прочих общественных примеров, которые создали собой отдельный квир мир для каждого, кто ищет ответы на свои вопросы.
В моем подростковом периоде всего этого не было, а это было совсем недавно. Пусть даже в России политики пытаются убрать ЛГБТК+ видимость, в современном мире это больше невозможно. Новые подростки будут иметь доступ ко всему, что им будет необходимо для более быстрого и полноценного познания себя.
Теперь им есть на кого опираться и где искать ответы. При желании можно найти информацию на любые темы, касающиеся интимного здоровья, френдли врачей, социальную и психологическую помощь. Мир уже сильно шагнул вперед в принятии квир сообщества и сопутствующих трудностей. Все, кто пытается этому сопротивляться, лишь ускоряют процесс изменений, снова происходящих с миром. Это неизбежно, это необходимо и это точно упростит жизнь будущим поколениям. Только в наших руках сделать этот процесс более приятным и безболезненным.