Европейский суд по правам человека вынес историческое решение по коллективному иску россиян и организаций, объявленных «иноагентами»
ЕСПЧ постановил, что Россия должна выплатить до 1 миллиона евро компенсации ущерба заявителям, среди которых оказались известные блогеры, журналисты и правозащитные организации. Среди них — и ВИЧ-сервисная организация «Феникс ПЛЮС», закрытая под давлением российских властей за публикации на нашем портале.
Суд признал, что действия кремлевского режима нарушили основные права, гарантированные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. В данном случае — статьи о свободе выражения мнений, мирных собраний и праве на уважение частной жизни. В рамках решений суда, Россия обязана выплатить истцам до 955 тысяч евро за материальный ущерб и более 10 тысяч евро за нематериальный ущерб, а также 850 евро на судебные издержки. Суд установил срок в три месяца для выполнения выплат, с начислением процентов в случае задержки.
Кому присудили компенсацию
Среди лиц и организаций, которым была присуждена компенсация, — известные медийные фигуры и правозащитники. Максимальная сумма была назначена «Радио Свобода», которая получит (правда, от будущего правительства РФ, которое вернется в цивилизованный мир) 955 440 евро за материальный ущерб и 850 евро за нематериальные издержки.
В числе истцов значатся блогер Юрий Дудь, политолог Екатерина Шульман, политик Любовь Соболь, журналисты «Проекта», включая главного редактора Романа Баданина и заместителя Михаила Рубина, издания «Медиазона», «Важные истории», телеканал «Дождь» и многие другие. Суд также рассматривал апелляции правозащитных организаций, таких как «Международный мемориал» и «Общественный вердикт». Они тоже получили подтверждение нарушения своих прав.
В этом почетном списке оказалась и некоммерческая организация «Феникс ПЛЮС», которая была создана в Орле 14 лет назад. Она помогала людям с ВИЧ, потребителям наркотиков и мужчинам практикующим секс с мужчинами (геи и бисексуалы) в профилактике ВИЧ. Например, она помогла протестироваться более чем 30 тысячам людей — это знакомый многим проект SAFE BOX. Основателем и постоянным председателем организации является Евгений Писемский. Он также создал портал «Парни ПЛЮС». Формально «Парни ПЛЮС» не принадлежит организации, но именно публикации на нем повлияли на признание «Феникс ПЛЮС» иностранным агентом. 1 декабря 2021 года, во Всемирный день борьбы со СПИДом, минюст РФ закрыл «Феникс ПЛЮС».
1 декабря Минюст закрыл ВИЧ-сервисную организацию «Феникс плюс»
Как врет Кремль
Российские власти настаивают на том, что закон о «иноагентах» необходим для обеспечения прозрачности и информирования граждан о финансировании организаций из-за рубежа. В своих заявлениях они утверждают, что соблюдение требования указывать на принадлежность к «иноагентам» отвечает интересам общества. Аргументы российских чиновников также включают утверждение, что термин «иностранный агент» не следует ассоциировать со шпионами или предателями — это якобы неверная интерпретация его сути. Кроме того,чиновники и депутаты РФ ссылаются на американское законодательство и заявляют о схожести с законами других стран. Они подчеркивают, что требования по отчетности «иноагентов» не более жесткие, чем аналогичные правила в зарубежных юрисдикциях.
Российский диктатор Владимир Путин также повторял подобные аргументы, указывая на то, что российский закон о «иноагентах» значительно мягче по сравнению с американским вариантом. Он лукавил, что этот закон якобы не запрещает работу организаций, а лишь требует от них открытости в вопросах финансирования, особенно если речь идет о внутриполитической деятельности.
Как решили судьи
Но в ЕСПЧ решили иначе. Термин «иностранный агент» в России вызывает негативные ассоциации: с понятиями шпионажа, предательства и враждебности. Суд ссылается на результаты опросов, проведенных среди граждан, которые подтверждают, что присвоение статуса «иноагента» навешивает на человека или организацию стигму, воздействуя на их репутацию и ограничивая возможности участия в общественной жизни. В частности, суд отметил, что назначение статуса «иноагента» накладывает дискриминационные обязанности и ограничения, включая запреты на участие в выборах и организации публичных мероприятий. Заявители подчеркивают, что к «иноагентам» применяются различные санкции — от административных мер до принудительного закрытия организаций, что представляет собой вмешательство в их право на свободу выражения мнений и собраний.
ЕСПЧ подчеркивает, что российский закон о «иноагентах» является уникальным и вводит в заблуждение население. Суд указывает, что в США и Великобритании для признания лица или организации «иноагентом» требуется существование реальных агентских отношений, а просто получение финансирования недостаточно. В отличие от российских норм, в этих странах также отсутствует требование о маркировке всех сообщений «иноагентов», что, по мнению европейских судей, несовместимо с принципами свободы слова. Суд также отмечает, что эти ограничения приводят к негативным последствиям и самоцензуре среди граждан и организаций. Требование «прозрачности», выраженное в маркировке сообщений унизительной плашкой, приводит к самостигматизации и ограничивает их возможности в общественном дискурсе.
Исторический шаг
Это не первое решение ЕСПЧ по подобным искам. В июне 2022 года суд уже вынес вердикт по 73 жалобам российских НКО, касающимся признания их «иноагентами», указав на противоречия действующего законодательства с нормами европейского права. Тогдашний вердикт подчеркивал, что закон об «иноагентах» препятствует развитию гражданского общества в России.
Россия в сентябре 2022 года вышла из Совета Европы, тем самым отказавшись исполнять решения ЕСПЧ, которые были приняты после 15 марта 2022 года. Несмотря на это, суд считает, что имеет юрисдикцию для рассмотрения дел, связанных с предыдущими нарушениями прав, так как эти действия были осуществлены до выхода страны из Конвенции. Несмотря на то, что нынешние власти РФ игнорируют международное право, юристка Марина Каневская считает решение ЕСПЧ очень важным:
«Это знаковое решение Европейского суда по правам человека, которое подчеркивает важность защиты прав организаций и индивидуумов, независимо от текущего статуса государства на международной арене. Признание незаконным включения Феникс+ в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, демонстрирует, что справедливость может восторжествовать, даже когда кажется, что все пути закрыты. Это создает прецедент для других организаций и активистов, показывая, что права человека остаются важными и защищаемыми, даже в сложных условиях. Справедливость и внимание к человеческим судьбам — это не просто юридические вопросы, а вопросы моральной ответственности и социальной справедливости», — пишет Марина Каневская.
Ни вздрогнуть, ни встрепенуться: слово о включении Феникс ПЛЮС в реестр иностранных агентов