Спасенный правозащитниками из группы СК SOS чеченец Ризван Дадаев рассказал о пытках квиров в республике на площадке ООН
28 октября в ООН состоялась важная дискуссия, посвященная преследованиям ЛГБТК+ людей в Чечне. На этом мероприятии Ризван Дадаев, подзащитный правозащитной организации СК SOS, стал первым чеченцем, который открыто рассказал о пытках в отношении квир-сообщества в своей родной республике. Сам Дадаев пережил несколько ужасных лет преследования на родине.
«Меня задерживала полиция Чечни три раза за мою ориентацию. Последний раз это произошло из-за подставного свидания. Я провел в подвале четыре месяца, где меня жестоко пытали: избивали, выбили два зуба, насиловали шлангом до крови», — рассказал Дадаев.
Летом 2022 года в интернете появилось видео, на котором неизвестные допрашивали Ризвана Дадаева, вынуждая его признаться в сексуальной связи с другим мужчиной. После этого видео он пропал без вести. Дадаев провел время в заключении в полицейском участке Грозного с конца июля по середину ноября 2022 года. Его пытали и избивали, однако освободили после вмешательства правозащитников. В результате поднятого шума полиция решила, что так проще замять скандал. Позже Кризисной группе СК SOS удалось найти Ризвана и вывезти его за пределы России.
Спасла огласка
Это не первый случай преследования Дадаева: весной 2017 года он также подвергся задержанию и пыткам со стороны полиции, когда в Чечне начались массовые репрессии против геев. Его имя оказалось в списке полиции из-за косвенного знакомства с Максимом Лапуновым — первым человеком, который публично рассказал о пытках ЛГБТК+ людей в республике. В тот период Дадаев и Лапунов находились в одном подвале.
Освобождение Ризвана стало возможным благодаря правозащитникам, которые узнали о его ситуации и подали заявление о пропавшем без вести. Чеченские силовики, осознав, что дело может вызвать избыточный общественный резонанс, решила отпустить его. Дадаев отметил, что многие жертвы пыток в Чечне не могут говорить открыто из-за страха перед так называемой коллективной ответственностью.
«Мне повезло, но многие люди в моей ситуации не обращаются за помощью, потому что боятся за свою семью. Даже после отъезда я не стал подавать заявления о задержаниях и пытках: я боялся, что в таком случае могут пострадать мои близкие», — добавил он.
Пыточный конвейер
Дискуссия прошла накануне презентации доклада «Пытки в Российской Федерации: инструмент репрессий внутри страны и агрессии за рубежом», представленного спецдокладчицей ООН по России Марианой Кацаровой. В докладе особое внимание уделено пыткам над ЛГБТК+ людьми в Чечне.
По словам Кацаровой, в Чечне представители ЛГБТК+ сталкиваются с крайними проявлениями насилия, включая насильственные исчезновения и санкционированные государством пытки в секретных застенках. После освобождения жертв их родственникам предлагается расправиться с ними, чтобы «смыть позор» с семьи.
Эта практика демонстрирует пренебрежение российским государством международными стандартами в области прав человека. Максим Лапунов также выступил на дискуссии в ООН, поделившись своими переживаниями о пытках и насилии над ЛГБТК+ людьми в республике и России в целом.
Геев отправляют на мясо?
СК SOS раскрыли на площадке ООН еще одну темную сторону систематических преследований квиров в Чечне. Силовики в республике шантажируют задержанных геев, вынуждая их принимать участие в военных действиях. Ситуация начала обостряться еще до официального объявления мобилизации. В начале сентября 2022 года шесть мужчин были задержаны по подозрению в гомосексуальности. Им угрожали фабрикацией уголовных дел и помещением в следственный изолятор, где их ориентация могла стать известной сокамерникам. В качестве альтернативы задержанным предложили либо отправиться на войну в Украину, либо выплатить выкуп в размере 1,5 миллиона рублей. Сумму смогли собрать только трое из шести мужчин. Один из тех, кто согласился на “добровольную” отправку, уже погиб на фронте.
В 2023 году несколько представителей ЛГБТ-сообщества вновь стали жертвами преследования. Женщин передавали родственникам фактически на растерзание. А четверых мужчин отправили на фронт, и их судьба остается неизвестной.
Еще одним упомянутым трагическим примером является история Идриса Арсамикова, задержанного в Домодедово в феврале прошлого года. Мужчина вернулся в Россию на похороны отца после того, как покинул страну в 2018 году из-за пыток. В Чечне он заявил, что не является геем и собирается жениться. А также выразил якобы добровольное намерение отправиться воевать в Украину.
Правозащитная организация СК SOS напоминает историю Максима Лапунова
Можно ли победить ложь?
Пыточные тюрьмы и массовые казни геев в Чечне — не новость для квир-сообщества. Но на международном уровне эта информация замалчивается. Правозащитники бьют в набат, СМИ рассказывают трагические и счастливые (если удалось спастись) истории чеченских квиров. Но никакого внятного международного давления по этому вопросу на Россию не оказывали и в довоенные времена, когда она еще притворялась правовым государством. Представители РФ на голубом глазу врали, что права квиров в стране не нарушаются. А Рамзан Кадыров, по личному приказу которого к ЛГБТК+ людям в республике начали применяться методы нацистской Германии, нагло утверждал, что в Чечне геев нет.
Неясно, смогли прошедший через ад Ризван Дадаев достучаться до сердец бюрократов из разных стран. Но понятно одно: если этому ужасу потворствовать в некоторых уголках планеты, то недалек день, когда квиров вновь будут пытать и убивать по всему миру.