Влияние российского закона о «гей-пропаганде

Влияние российского закона о «гей-пропаганде

В то время как Европа в целом демонстрирует некоторый прогресс в обеспечении прав ЛГБКТИ+ на протяжении последних двух десятилетий, небеса недавно потемнели над некоторыми частями Восточной Европы и Центральной Азии, где было введено законодательство, направленное на то, чтобы заставить замолчать голоса ЛГБТКИ+. Российская Федерация возглавила этот процесс.

Алексеенко был директором «Максимума» – российской НПО, которая предоставляла правовую и психологическую поддержку ЛГБТКИ+ людям в Мурманске. В 2015 году он разместил поэму 19-го века о двух мужчинах-любовниках на своей, существовавшей тогда, странице ВКонтакте – в Российской социальной сети в интернете. Он также перепостил следующую фразу: “Дети! Быть геем – это значит быть человеком мужественным, уверенным, с чувством собственного достоинства”. Фраза относилась к работе другой организации, которая предоставляла консультирование, направленное на предотвращение самоубийств, ЛГБТКИ+ подросткам. За эти посты Алексеенко подвергся преследованиям и был обвинен в “гей-пропаганде” онлайн.  Он был приговорен к штрафу в 1300 долларов США; “Максимум” был принудительно зарегистрирован в качестве “иностранного агента” и затем закрыт. “Для общества”, – сказал он во время нашего разговора, – “я теперь преступник”.

Более 70 стран во всем мире имеют законы, которые ограничивают право ЛГБТКИ+ людей на свободное самовыражение, свободу собраний и доступ к информации. В то время как Европа в целом демонстрирует некоторый прогресс в обеспечении прав ЛГБКТИ+ на протяжении последних двух десятилетий, небеса недавно потемнели над некоторыми частями Восточной Европы и Центральной Азии, где было введено законодательство, направленное на то, чтобы заставить замолчать голоса ЛГБТКИ+. Российская Федерация возглавила этот процесс.

В 2013 законодатели провели закон, который критики часто называют законом о “гей-пропаганде”; тем самым они резко ограничили право ЛГБТКИ+ на свободу самовыражения и молчаливо поощрили тех, кто хотел их преследовать.  Закон о “гей-пропаганде” на самом деле представляет собой поправку в федеральный закон о “защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” и в Кодекс об административных правонарушениях. Новый закон признает нечетко определенную “пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди подростков” престплением и предусматривает штрафы до 155 долларов США для физических лиц и до 31 000 долларов США для организаций. Если, как в случае Алексеенко, такая “пропаганда” ведется онлайн или в СМИ штрафы намного выше.

На сегодняшний день есть несколько случаев уголовного преследования по этому закону. Среди них: случай Елены Климовой, основателя ЛГБТКИ+ сайта “Дети-404”, которая была осуждена в 2015 году и оштрафована на 1400 долларов США; Александр Сутурин, главный редактор газеты “Молодой дальневосточник”, который был оштрафован на 1400 долларов США в 2014 году, после того, как он опубликовал рассказ об учителе, которого якобы уволили за то, что гей; Николай Алексеев и Ярослав Евтушенко, ЛГБТКИ+ активисты, которые были осуждены в 2013 году, после того, как они протестовали против нового закона перед детской библиотекой, держа плакаты с надписью «Гей-пропаганда не существует. Люди не становятся гомосексуалами, люди рождаются гомосексуалами.»

Но это не все о преследованиях.  Закон о “гей- пропаганде” – это о содействии нетерпимости и об изменении способа, которым общество рассматривает некоторых из своих наиболее уязвимых членов. Российских законодателей поддерживали и подстрекали в их кампании против ЛГБТКИ+ люди, занимающие высокое положение, хотя и якобы неполитические фигуры. В 2013 году телеведущий Дмитрий Киселёв (ныне глава Russia Today, правительственного информационного агентства) заявил в эфире, что гомосексуалам должно быть запрещено донорство крови и спермы, и что их сердца должны быть сожжены вместо того, чтобы быть использованными в качестве донорских органов. Глава Русской православной церкви патриарх Кирилл утверждал в 2016 году, что рост ИГИЛ / Исламского государства был следствием того, что гомосексуальность стала приемлемой в мире.

По данным опроса 2015 г., проведенного государственным опросчиком ВЦИОМ, эта фактическая пропаганда работает: 80% россиян в настоящее время против однополых браков (увеличение более чем на 20% по сравнению с 2005 г.); 20% россиян считают, что ЛГБТКИ+  люди «опасны» и поэтому должны быть «изолированы от общества» (по сравнению с 12% в 2005 году); и поразительный 41% считает, что ЛГБТКИ+  люди должны преследоваться властями с тем, чтобы «истребить это явление.»

Что еще более тревожно, статистика также показывает возрастание количества нападений на ЛГБТКИ+ людей.

Российское гомофобное законотворчество не закончилось в 2013 году. В 2014 году ЛГБТКИ+  парам было запрещено усыновление детей; в 2015 трансгендерным людям было запрещено водить машину, а также был разработан законопроект, который, в случае одобрения, эффективно поставит вне закона каминауты.

Учительница Татьяна Винниченко – председатель Правления Российской ЛГБТ сети.  Ее организация недавно начала сотрудничать с другими российскими ЛГБТКИ+ группами для представления в Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам отчета, который детально описывает все способы, которыми ЛГБТКИ+ люди дискриминируются в России.  Она сказала мне, что недавний всплеск анти- ЛГБТКИ+ настроений повлиял на ее жизнь и работу.

ЛГБТКИ+

Татьяна Винниченко – председатель Правления Российской ЛГБТ сети

«Я регулярно получаю угрозы и оскорбления в Интернете, – сказала она. «Я чувствую, что моя сексуальная ориентация и мое положение в качестве активиста гражданских свобод сделали меня изгоем в обществе. Преследуются ЛГБТ учителя и профессора университетов: десятки учителей, которые не скрывают своей сексуальной ориентации, покинули свои школы и университеты. Мне также угрожали увольнением.  В то время как ультраправые и фундаменталистские группы поощрялись, ЛГБТ-люди стали более уязвимыми, и наша позиция была полностью проигнорирована, когда обсуждались эти законы. Дискриминация завела группы ЛГБТ в подполье и ограничила доступ к информации о заботе о здоровье”.

Вдобавок ко всему этому есть еще один уровень проблем. В соответствии с законом России об «иностранных агентах», НПО, получающие финансирование из-за рубежа, должны зарегистрироваться как иностранные агенты, – это стигматизирующий ярлык, который означает «шпионы» в народном российском воображении. Многие организации ЛГБТКИ + подпадают под эту классификацию, и это опасная ситуация. Винниченко, которая является активистом ЛГБТКИ + в течение десяти лет, не видит возможности улучшения в ближайшее время:

«Десять лет назад люди верили в возможность перемен в лучшую сторону, в том смысле, что людям можно что-то объяснить. Теперь эта вера потеряна. На ее месте – желание покинуть Россию, типичное для стольких молодых ЛГБТ-людей. Те, кто решил продолжать жить здесь, испытывают постоянный стресс из-за необходимости скрывать свою ориентацию и гендерную идентичность или из-за ожидаемых нападений и психологического и физического давления».

Так почему же Россия летит по этой регрессивной, анти- ЛГБТКИ + траектории? Многие активисты считают, что это, по сути, политическая тактика. Андрей Некрасов, российский режиссер-диссидент, и журналистка-оппозиционер Дженни Керпен говорили, что закон о «гей-пропаганде» отчасти является попыткой президента Владимира Путина поддержать свою консервативную религиозную базу. Когда я попросил Алексеенко высказать свое мнение, он указал на болезненную, находящуюся под санкциями, экономику России и потребность правительства в козлах отпущения.

https://t.me/parni_plus
[adrotate group="1"]
ЛГБТКИ+

Сергей Алексеенко, бывший директор Максим, российской неправительственной организации, которая предложила поддержку людям ЛГБТКИ +

«Сегодня ФСБ (Федеральная служба безопасности) России контролирует все», – сказал он. «Она использует те же методы, что и в КГБ в Советском Союзе. Чтобы сплотить людей, необходимо создать внутренних и внешних врагов: внешним врагом являются Соединенные Штаты, а внутренним является сообщество ЛГБТ. [Говорят, что] ЛГБТ-активисты – это педофилы или американские и европейские агенты. Ослепленные такими «важными» проблемами люди не видят социальных и экономических проблем: обвинять американцев и геев – это метод отвлечения людей от реальных проблем ».

Беспокоит то, что токсичный подход Российской Федерации к проблемам ЛГБТКИ + также выплескивается через ее границы, отравляя государства, попадающие в сферу ее влияния.

Одним из наиболее ярких примеров этого является Кыргызстан, где законодатели в настоящее время рассматривают свой закон о «гей-пропаганде» – «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики», который был внесен в парламент Кыргызстана еще в марте 2014 года и с тех пор прошел два чтения.  Второе чтение было предложено в прошлом году парламентским подкомитетом. В случае принятия этот закон (формулировки которого очень похожи на формулировки его российского предшественника) криминализирует «пропаганду» «нетрадиционных» отношений. Он также будет гораздо более жестким, чем российское законодательство, предусматривая наказание до одного года тюремного заключения.

Трудно понять, будет ли этот закон в конечном итоге принят, или он просто останется в подвешенном состоянии. Однако не вызывает сомнений тот факт, что само существование проекта дало зеленый свет (как и его предшественник в России) тем, кто хочет разжечь атаки на членов сообщества ЛГБТКИ +. Сообщалось о 300-процентном росте гомофобного насилия с момента введения законодательства. Самая старая организация ЛГБТКИ + в Центральной Азии, “Лабрис”, зарегистрировала многочисленные атаки, в том числе нападение на собственный офис в 2015 году.

Кыргызстанское сообщество ЛГБТКИ + особенно уязвимо. Гомофобия распространена по всей стране. «Корректирующее» изнасилование транссексуалов, лесбиянок и бисексуалов не является чем-то необычным, и гомосексуальные или бисексуальные мужчины, которые не являются «открытыми», являются частыми мишенями вымогательства со стороны полиции.

Активисты ЛГБТКИ + и правозащитники в целом согласны с тем, что есть три основных фактора, усугубляющих и без того накаленную анти-ЛГБТКИ + атмосферу в Кыргызстане. Одним из них, очевидно, является растущее влияние России в регионе. Другой – это пропаганда правительством консервативной этнической кыргызской национальной идентичности (которая интерпретирует гомосексуальность как декадентский импорт). Третий – быстро растущий интерес к религии, в частности, особенно консервативная, нетерпимая интерпретация ислама. Дастан Касмамытов, член “Лабриса”, имеет прямой опыт такого рода. В 2014 году Хьюман Райтс Вотч опубликовала доклад о гомофобии в Кыргызстане, и Касмамытов был приглашен принять участие в пресс-конференции в Бишкеке, на которой этот доклад представлялся. «[На следующий день после события] Великий муфтий издал фетву, в которой говорилось, что геев нужно убивать», – сказал в своем интервью 2014 года Касмамытов. «Были также нападения на активистов ЛГБТ [и] было два анти-гейских протеста, в том числе одно – перед посольством США, обвиняющее Америку».

Другие страны бывшего Советского Союза, которые также следовали плохому примеру России, включают Казахстан, где проект закона о запрете «пропаганды нетрадиционной сексуальной ориентации» был отклонен Конституционным советом в 2015 году. Литва, Беларусь, Украина и Молдова либо приняли, либо рассматривают аналогичные законы.

В Кыргызстане активисты ЛГБТКИ +, с которыми я говорил на протяжении многих лет, колебались между надеждой и пессимизмом, когда их спрашивали, думают ли они, что страна в конечном счете примет закон о «гей-пропаганде». В России, где правовая ситуация уже намного более мрачна, активисты не могут надеяться, но они не унывают. «Максимум”, может быть, и закрыт, – сказал Алексеенко, – но я все еще сотрудничаю с нашей группой: мы продолжаем делать ту же работу».

Эта статья была впервые опубликована IFEX под заголовком «Человеческое влияние российского закона о «гей-пропаганде». http://www.ifex.org/russia/2017/03/02/gay-propaganda-law

  В протоколе по делу Елены Климовой, к которому относился пост, было написано, что «материалы [группы] в целом способны вызвать у детей представление о том, что быть геем — это значит быть человеком мужественным, сильным, уверенным, упорным, с чувством собственного достоинства и самоуважения», что «в данном сообществе практически отсутствует информация о том, что данные отношения являются нетрадиционными в понимании норм, обычаев и устоев РФ (цитата приведена Сергеем Алексеенко)».

Перевод: Gulnara Kurmanova

 

[adrotate group="5"]

Не пропусти самые интересные статьи «Парни ПЛЮС» – подпишись на наши страницы в соцсетях!

Facebook | ВКонтакте | Telegram | Twitter | Помочь финансово
Яндекс.ДЗЕН | Youtube
БУДЬТЕ В КУРСЕ В УДОБНОМ ФОРМАТЕ