Семь вопросов о ВИЧ-отрицателях

Семь вопросов о ВИЧ-отрицателях

 «Парни ПЛЮС» совместно с психологом свердловского областного центра профилактики и борьбы со СПИД Александром Лесневским ответили на несколько вопросов о том, откуда берутся ВИЧ-отрицатели и что ими движет.

ВИЧ-отрицатели, ВИЧ-диссиденты… как говорить правильно?

Термин «ВИЧ-диссиденты» произошел от английского AIDS/HIV denialism (ВИЧ/СПИД отрицание). Он часто используется в СМИ как определение тех, кто не верит в существование ВИЧ. Некоторые из них считают, что такого заболевания как СПИД вовсе нет и никогда не было. Другие считают, что СПИД существует, но он не вызван вирусом иммунодефицита человека, которого, по их мнению, никогда не было и быть не может.

Борцы с отрицанием ВИЧ советуют не использовать термин «ВИЧ-диссиденты». У многих людей слово «диссидент» ассоциируется с писателями и поэтами – таким образом, отрицатели ВИЧ могут казаться отважными борцами за правду, коими они не являются.

Как давно появилось это движение?

Впервые гипотезу о том, что ВИЧ инфекции не существует летом 1984 года высказал психиатр Каспер Шмидт. Он утверждал, что СПИД имеет психосоциальное происхождение, а гипотеза о его инфекционной природе порождена стереотипным мышлением учёных, склонных искать вирусы для неизученных болезней. Сам Шмидт умер от СПИДа через десять лет в 1994 году. В 1987 и 1988 годах в журналах Cancer Research и Medical Hypotheses вышли статьи, в которых участники движения по отрицанию ВИЧ/СПИДа заявляли, что утверждение «ВИЧ вызывает СПИД» не доказано.

Семь вопросов о ВИЧ-отрицателях

В марте 2006 года в литературно-публицистическом журнале «Харперс мэгэзин» вышла статья «Вне контроля: СПИД и коррупция в медицинской науке», которая вызвала большой резонанс в американском медицинском сообществе. В ответ многие учёные, включая одного из первооткрывателей ВИЧ Роберта Галло, выступили в защиту теории «ВИЧ — причина СПИДа», указывая на манипуляцию данными и фактические ошибки.

Это такая форма непринятия своего ВИЧ-положительного статуса?

«Сомнения в диагнозе, отказ верить – может быть частью процесса адаптации к новой информации, – считает психолог Александр Лесневский. – Можно предположить, что влияет на принятие/непринятие диагноза несколько факторов: знания, обстоятельства получения новой информации, субъективная значимость этой информации для человека».

Однако отрицают ВИЧ далеко не только лишь те, кто живут с ним. «Очень много отрицателей являются родственниками людей, живущих с ВИЧ (жены, мужья, дети, родители) или родственниками людей, в жизни которых есть высокий риск заражения (например, родители наркопотребителей). Для них отрицание – это способ защититься от травмирующей информации», – добавил Лесневский.

Зачем идеи отрицания ВИЧ пропагандируют те, кто напрямую не столкнулся с этим?

Психолог Лесневский разделяет таких людей на две группы: «Одна группа – это врачи и «целители», которые откровенно пытаются на этом заработать или самоутвердиться. Другая группа это люди склонные верить в различные теории заговоров: плоскую землю, гомеопатию и так далее.

Семь вопросов о ВИЧ-отрицателях

По его мнению, с помощью таких объяснений люди стремятся уменьшить степень неопределенности в своей жизни. «Могу предположить, что теории заговоров делают мир понятнее», – уточнил он.

https://t.me/parni_plus
[adrotate group="1"]

Есть ли среди них известные люди?

Пожалуй, самый известный и кровожадный ВИЧ-отрицатель – это экс-президент ЮАР Табо Мбеки, который занимал самый главный пост в стране с 1999 года по 2008. Его протеже, министр здравоохранения Манто Чабалала-Мсиманг, открыто противодействовала распространению антиретровирусных лекарств, критиковала «западную медицину», считая, что государство должно поддерживать южноафриканскую медицину. Эта политика привела, по приблизительным подсчётам, к преждевременной смерти от 333 тыс. до 365 тыс. жителей ЮАР.

ВИЧ-инфекцию отрицает также лауреат Нобелевской премии по химии 1993 год Кэри Муллис, который не является специалистом в области вирусологии. Также известный отрицатель ВИЧ – доктор медицинских наук из США Робертo Гиральдо. Он прославился прежде всего благодаря демонстративной постановке сфальсифицированного эксперимента, в котором он умышленно поставил тесты с антителами к ВИЧ, чтобы доказать возможность получения ложно-положительных результатов при использовании визуально корректных методов, в действительности являющихся недостаточно корректными.

В России в среде отрицателей ВИЧ известна врач Ольга Ковех. Активисты, борющиеся с ВИЧ-отрицателями, называют ее «Доктор Смерть». Ковех верит, что СПИД-центры специально ставят диагноз «ВИЧ-инфекция» и подсаживают людей на терапию, а политики получают через эти центры деньги на предвыборные кампании. Высказывал мнение о том, что ВИЧ-инфекции не существует и известный российский телеведущий Александр Гордон.

Семь вопросов о ВИЧ-отрицателях

Преследуется ли их «просветительская деятельность» по закону?

Нет. Только в сентябре этого года в Минздраве РФ впервые заговорили о том, что публичное отрицание ВИЧ опасно и должно пресекаться по закону. Это произошло после того, как в Петербурге возбудили уголовное дело о смерти десятилетней ВИЧ-положительной девочки, приемные родители которой отказывались ее лечить, поскольку не верили в существование такого вируса. Кроме того, в Тюмени сейчас судят женщину, которая также отказывалась лечить свою дочь — трехлетняя девочка умерла летом 2017 года. Всего, по сведениям активистов, за последние три года в России умерли больше 60 ВИЧ-диссидентов и их детей.

При этом в соцсети «ВКонтакте» есть паблик «ВИЧ/СПИД — величайшая мистификация XX века», в котором состоят больше 17 тыс. человек. Упомянутая выше Ольга Ковех признавалась, что примкнула к движению отрицателей ВИЧ после того как увидела этот паблик. «Я была просто шокирована тем, что прочитала в этой группе. Люди описывают тяжелейшие побочные эффекты терапии, а лечение продолжается, несмотря ни на что», – заявляла она.

Что может переубедить ВИЧ-отрицателя?

«Переубедить может общение, – считает психолог Лесневский. – Сохранение контакта в течение длительного времени, поддерживающая позиция, готовность отвечать на любые вопросы про ВИЧ и лечение. Понятные объяснения, предложение ориентироваться на объективные показатели в динамике. При этом стопроцентной гарантии, что отрицатель изменит свою позицию нет, но шансы заметно растут».

«Еще бы я предложил уважать позицию отрицателей, живущих с ВИЧ и их близких родственников. Отрицание это не проявление глупости, а понятная реакция на страх, недоверие, недостаток информации», – добавил он.

Виталий Беспалов

[adrotate group="5"]

Не пропусти самые интересные статьи «Парни ПЛЮС» – подпишись на наши страницы в соцсетях!

Facebook | ВКонтакте | Telegram | Twitter | Помочь финансово
Яндекс.ДЗЕН | Youtube
БУДЬТЕ В КУРСЕ В УДОБНОМ ФОРМАТЕ