В конце минувшей недели около сотни российских ЛГБТ-активистов и неравнодушных смогли пройтись с радужными флагами на втором Баренц-прайде (#BarentsPride), который состоялся в нескольких километрах от границы с Россией. О том, как это было, порталу «Парни ПЛЮС» рассказал координатор Санкт-Петербургского Прайда, репортёр Студии Galetki Алексей Назаров.
Концепция прайда была очень проста: так как в России провести прайд в виде шествия невозможно, то ЛГБТ-организации Баренц-региона (в него входят Архангельск, Мурманск и часть Норвегии) решили провести мероприятие такого формата. Организаторами выступили мурманская ЛГБТ-ассоциация «Максимум», норвежская ЛГБТ-организация FRI, Норвежский Хельсинкский комитет, норвежское отделение Amnesty International и объединение Queer World, занимающееся поддержкой ЛГБТ-мигрантов
Местом шествия был выбран город Киркенес, который максимально близко находится к российской границы – всего в восьми километрах. До Мурманска отсюда ехать 250 километров.
Из России с любовью
Баренц-прайд проводится во второй раз, но в прошлом году информация о нем была более закрытая. «В 2017 году шесть человек, которые возвращались с прайда в Россию, были остановлены сотрудниками ФСБ для беседы. Выяснялось, кто организатор акции, для чего он и так далее. В этом году были предприняты максимальные условия предосторожности, чтобы избежать затруднений при пересечении границы. В итоге никаких задержаний не было», – рассказал Алексей Назаров.
В этом году в прайде приняло участие около 300 человек – значительно больше, чем в прошлом. Заявку мог подать любой желающий, некоторым организаторы оплатили проезд.
«В основном из России приехали ребята с северного региона – Мурманск, Архангельск, Петрозаводск. Было несколько человек из Петербурга и Москвы», – отметил Назаров
По его словам, по городу было развешено несколько радужных флагов – перед отелем, где проживали его участники, у церкви, у здания мэрии.
«По диагонали от здания мэрии находится российское консульство с российским флагом. Многие делали кадры, в котором видно сразу оба эти флага», – уточнил он.
Поддержать шествие из России приехали не только ЛГБТ-активисты. Так, среди участников шествия была замечена руководительница организации по работе с секс-работниками «Серебряная Роза» Ирина Маслова. «Я когда-нибудь выведу своих девчонок секс-работниц с красными зонтами, чтобы точно также нас охраняла полиция», – заявила она.
Улыбка полицейского
Ещё одной особенностью прайда стало то, что возглавил его не ЛГБТ-активист, а Мэр Киркенеса Рюне Рафаэльсен. По его словам, такое событие очень важно для жизни города
«Для меня и для города это большое и радостное событие, надеюсь, оно будет проходить у нас каждый год, — говорит Рюне. — Я родился и всю свою жизнь прожил в Киркенесе, родился вон там, около пожарной станции. Я обожаю свой город и очень хочу, чтобы все горожане чувствовали себя свободно и защищенно. Права ЛГБТ-людей для меня тоже очень важны. И я счастлив, что российские участники могут проводить здесь прайд, ничего не боясь», – цитируют его «Такие дела».
Боятся было и впрямь нечего – тем более, что участников шествия охраняли полицейские. Российские участники колонны не упустили возможности сфотографироваться со стражами порядка, которым предварительно вручили небольшие радужные флажки. В ответ от полицейских последовали лишь улыбки.
«NO PHOTO»
Впрочем, в Баренц-прайде есть и нотка грусти – для того, чтобы свободно пройтись по улице в подобном шествии по-прежнему приходится выезжать из России.
«Проводить прайд нужно в нашей стране. В Петербурге в том или ином формате прайд проходит уже 9 лет. Конечно, хочется организовать именно шествие, пройтись безопасно и красиво. И нужно быть открытым здесь, в России. Но это мое личное мнение. И то, что люди делают усилия и реализуют такой проект – их право, и я их в этом поддерживаю. Это тоже форма активизма, которая может существовать», – отметил Алексей Назаров.
Он уточнил, что его очень расстраивает, что среди российских участников прайда были люди в масках или с табличками «NO PHOTO».
«Когда ты живешь в стране, окруженной постоянными угрозами и запретами, то это дает о себе знать. Когда в стране гомофобны даже не сами люди, а политика государства, льющаяся из каждого телевизора, то ты не можешь чувствовать себя безопасно. Это чувство настолько проникает в твой мозг, что даже оказавшись в свободной стране, ты не можешь вытравить его из себя», – уточнил Назаров.