Американский сайт The Body опубликовал информацию о том, как неопределяемая вирусная нагрузка препятствует передаче ВИЧ в формате ответов на вопросы.
Что такое Н=Н?
Н=Н это сокращение от «Неопределяемый = не передающий».
Это означает, что если у кого-то в ходе лечения ВИЧ антиретровирусной терапией (АРТ) вирусная нагрузка не определяется, то он не может передавать ВИЧ даже если не использует презервативы.
Н=Н это также часть международной кампании, цель которой повысить осведомленность по поводу этого преимущества АРТ. В настоящее время к кампании присоединились около 600 организаций в 75 странах.
Что включает в себя Н=Н?
Чтобы быть защищенным в результате приема АРТ, необходимо:
- Принимать терапию стабильно в течении нескольких месяцев
- Иметь неопределяемую вирусную нагрузку по крайне мере три месяца
- Продолжать принимать медикаменты каждый день, не пропуская приемы.
Как кто-то становится не передающим?
Когда вирусная нагрузка не определяется (менее 50 копий вируса на 1 мл крови), то вируса слишком мало, чтобы произошло инфицирование. И хотя тот, кто принимает АРТ, все равно остается ВИЧ-положительным, вируса слишком мало, чтобы существовал риск его передачи.
Большинству инфекций необходимо определенное количество или концентрация вируса, чтобы случилась передач. К примету, вирусная нагрузка должна составлять выше 500 копий/мл, чтобы быть инфекционно опасной.
Передача ВИЧ сама по себе трудна, прием АРТ снижает этот риск до нуля.
Имеет ли значение, какие именно препараты используются?
Нет, тип антивирусной терапии не имеет значения. Н=Н означает, только то, что вирусная нагрузка не определяется. Для этого подходят любые препараты АРТ.
Работает ли принцип Н=Н для всех?
Да. Исследование PARTNER (речь идет об исследовании, в котором изучено 58 тыс. половых актов) включало как гомосексуальные, так и гетеросексуальные пары.
В некоторых гетеросексуальных парах ВИЧ-позитивными были мужчины, в некоторых – женщины. Одну треть пар составляли гомосексуальные мужчины.
Действует ли Н=Н для всех видов секса?
Да. Исследование PARTNER собрало информацию о разном типе сексуальных контактов, которые были у людей. Например, исследование фиксировало ряд оральных, вагинальных и анальных контактов. Также у участников исследования спрашивали, был ли ВИЧ-отрицательный партнер в активной или пассивной роли, была ли эякуляция.
PARTNER сообщил об отсутствии передачи вируса во всех случаях. Это касается и наиболее рискованной практики – когда ВИЧ-отрицательный партнер был принимающим в анальном сексе.
Значит ли это, что я могу перестать использовать презервативы?
Использовать презервативы или нет – личный выбор. Надеемся, это совместный выбор вас и вашего партнера. Презервативы эффективны против многих ИППП, а также для предотвращения беременности.
Однако если вас беспокоит только проблема передачи ВИЧ, тогда в контексте Н=Н нет причины продолжать использовать презервативы. С точки зрения Н=Н, они уже не влияют на снижение риска передачи ВИЧ.
Для тех, кто доволен использованием презервативов по другим причинам, этот выбор остается важен.
Мой партнер ВИЧ-положителен (ВИЧ-отрицателен) и не доверяет Н=Н или не хочет отказываться от презервативов
Ваш партнер должен принять свое решение по поводу того, что же правильно для него. Он может хотеть использовать презервативы по другим причинам, или все еще беспокоиться о передаче ВИЧ.
Иногда же кому-то нужно время, что принять новые факты, особенно, если до этого он много лет использовал презервативы.
Почему тезис Н=Н широко поддерживается?
Большинство ведущих специалистов в области ВИЧ и врачей сейчас согласны с тем, что Н=Н. Их убеждает растущее число свидетельств, полученных в ходе множества различных исследований.
Ученые «натренированы» на то, чтобы быть осторожными. Прежде чем заявлять о фактах, нужны доказательства, чтобы ученых убедить. И хотя потребовалось много времени, чтобы доказанность Н=Н была широко принята, сейчас врачи, работающие с ВИЧ, в любой стране признают и поддерживают этот принцип.
Например, многократно цитировали профессора Хлои Оркин, председателя Британской ВИЧ-Ассоциации:
«Не должно быть никаких сомнений, что человек с устойчивым и неопределяемым уровнем ВИЧ в крови не может передавать вирус своему сексуальному партнеру».
Похожие заявления были также сделаны Международным обществом СПИДа (International AIDS Society) и Центрами по контролю и профилактике заболеваний США (американское государственное агентство).
Влияют ли ИППП на нулевой риск?
Н=Н работает вне зависимости от того, если у одного или обоих партнеров ИППП.
Исследование PARTNER включало пары, у которых были ИППП, это касалось обычно случаев открытых отношений. Хотя регулярные проверки на ИППП важны, как и их лечение, передачи ВИЧ на их фоне все равно не происходит. Только тогда, когда нет антиретровирусной терапии, ИППП повышают риск передачи ВИЧ в случае наличия их у одного из партнеров.
Знают ли мой врач и сотрудники системы здравоохранения об Н=Н?
Надеемся, да. Сведения об этом последние несколько лет появлялись в заголовках СМИ.
Принцип Н=Н уже включен в руководства по лечению ВИЧ.
Тем не менее, ведущим экспертам потребовалось время на то, чтобы принять доказательства принципа Н+Н, и врачи тоже медлят с обсуждением его со своими пациентами.
Многие годы презервативы были главным способом защититься от ВИЧ. Теперь это не так. Новые исследования показывают, что совместно Н=Н и доконтактная профилактика гораздо эффективнее, чем упование на презервативы.
Как долго вирусная нагрузка должна быть неопределяемой?
Риск передачи стабильно снижается по мере того, как вирусная нагрузка падает на фоне приема АРТ. Однако чтобы риск снизился до нуля, нужно, чтобы вирусная нагрузка была неопределяемой.
Обычно для большинства людей на это уходит от одного до трех до трех месяцев с начала АРТ. Если вирусная нагрузка в начале терапии очень высокая, времени на это потребуется больше.
Также обычно нужно несколько больше времени на снижение вирусной нагрузки в генитальных тканях и генитальных жидкостях, поэтому руководства по лечению ВИЧ рекомендуют выждать несколько месяцев после того, как вирусная нагрузка не обнаруживается в крови.
Это лишь осторожный оценочный подход, и именно поэтому руководства, чтобы риск инфицирования стал нулевым, предписывают стабильный прием терапии и подразумевают, что вирусная нагрузка должна быть неопределяемой 2-3 месяца.
Что будет, если я на один день забуду принять лекарства?
Пропуск одной разовой дозы АРТ не отменяет принципа Н=Н. Это связано с тем, что вирусная нагрузка остается неопределяемой.
Высокая приверженность терапии важна, но вам нужно пропустить, возможно, два или три дня, прежде чем нагрузка станет выявляемой.
Если же вы действительно несколько дней пропускали АРТ, важно проверить вирусную нагрузку, прежде чем вновь довериться Н=Н. Нерегулярный пропуск приема лекарств на эффективность Н=Н повлияет.
Откуда мы знаем, что достижение неопределяемой вирусной нагрузки так эффективно в предотвращении передачи ВИЧ?
Исследователи уже 20 лет знают, что АРТ снижает риск передачи вируса. Однако только в последние несколько лет стало ясно, что передача прекращается полностью.
В 2007 году некоторые врачи уже были настолько убеждены в этом, что опубликовали так называемую Швейцарскую декларацию. С тех пор несколько исследований обеспечили еще больше подтверждений Н=Н.
Одно из наиболее важных исследований – PATNER. Оно регистрировало 900 пар с разными статусами партнеров. Позитивному партнеру необходимо было находиться на антиретровирусной терапии и иметь неопределяемую вирусную нагрузку, пары должны были заниматься сексом без презервативов. Примерно одну треть пар составляли гомосексуальные мужчины.
Исследование сообщило об отсутствии передачи ВИЧ в 58 тыс. половых актов, в которых пары не использовали презерватив. В тех нескольких случаях, когда инфицирование все же произошло, ВИЧ-отрицательный партнер получил вирус за пределами отношений. Это доказано, так как исследование изучило структуру вируса [у двух партнеров], и она была разной.
В чем разница между «нулевым» риском и «очень низким» риском?
Разница сложна. Технически невозможно доказать что либо, что не произошло. Вместо этого научный подход заключается в том, чтобы оценить возможный риск, каким бы низким он не был. Например, 1 случай на миллион. Это легко сделать в случае мало рискованных активностей, но в случае с нулевым риском измерять нечего.
В такой ситуации очень небольшой теоретический риск фактически равен нулю. Именно поэтому ученые с радостью говорят, что риск – «нулевой». Не «риск сильно снижается», не «ничтожен», нет, он равен нулю.
С тех пор как Швейцарская Декларация была широко опубликована в 2007 году, не было доказано ни одного случая передачи ВИЧ от партнера с неопределяемой вирусной нагрузкой.
Даже если в будущем будет сообщено о каком-либо случае, абсолютный риск будет настолько низким, что он по-прежнему будет фактически равен нулю.
Каковы доказательства в поддержку Н=Н?
Доказательства в поддержку Н=Н детально представлены в следующих публикациях. Они охватывают различные типы исследований за последние 20 лет.
Доказательство Н=Н: почему ничтожный риск равен нулевому?
Далее представлены отдельные результаты ключевых исследований, вошедших в Швейцарскую декларацию.