Во Всемирный день борьбы с ВИЧ, которые отмечался накануне, 1 декабря, “Новая газета” напоминала о своей недавней публикации, в которой, в том числе, рассказала о том, как геи из Иркутска Евгений Глебов и Стас Федякин организовывают профилактику ВИЧ-инфекции среди ЛГБТ-людей. Несмотря на полное игнорирование этой темы со стороны специалистов.
В Иркутске только один гей-клуб – «Микс». На входной двери его висит плакат: «Пройди тест на ВИЧ. Для сексуально одаренных». Усилиями Жени и Стаса здесь регулярно можно пройти анонимное тестирование. Такой тест стоит в аптеке рублей 500, причем в продаже он бывает очень редко. Завсегдатаям клуба рекомендовано проверяться раз в четыре месяца.
Кроме того, Стас и Женя пытаются наладить контакт со СПИД-центром. Женя рассказывает, как он начинал это:
«Мы пытались выйти на связь с центром, отправляли запросы, нам приходили отписки. В итоге я просто записался на прием к главврачу, будто я сам пациент. Мы принесли ей пособие о том, как разговаривать с ВИЧ-положительными, которое выпустила организация «Феникс ПЛЮС» . Она удивилась: “А почему нам раньше такие не давали?”».
Однако когда парни пришли на тренинг, организованный СПИД-центром, лектор предупредила их, что темы ЛГБТ подниматься не будут. «Так нам посоветовали в Минздраве и отделе по борьбе с экстремизмом».
«Если я гей, у меня обязательно должен быть ВИЧ — такая установка, — рассказывает Женя. — Одна знакомая врач мне говорила: “Это геев бог наказывает. Смотри, и тебя накажет!” Терапевт на моем участке в лицо мне говорила, что инфекция “из-за вас пошла”. Мы также попросили СПИД-центр организовать нам лекцию венеролога. Она как узнала, сказала: “Я не собираюсь заднеприводным проводить тренинг”».
Год назад на площадке клуба «Микс» Женя организовал показ фильма «Позитив» — документальной истории про людей, живущих с ВИЧ. Тогда на показ пришли и сотрудники СПИД-центра.
По данным Фонда Открытого института здоровья, средняя пораженность ВИЧ-инфекцией среди геев и бисексуалов в России составляет 18%. Но на государственном уровне профилактическая работа с ЛГБТ-людьми не ведется.