«Почему геи и лесбиянки могут шутить о себе, а я о них — нет?», — наверняка вы слышали подобный вопрос от знакомых гетеросексуальных людей. Журналистка и открытая лесбиянка Катя написала, почему привилегированные группы не могут говорить с позиции представителей уязвимых сообществ.
Прежде чем ответить на вопрос, я расскажу, что в португальском языке есть интересное выражение — lugar de fala. Вольно его можно перевести на русский как «место голоса».
Это понятие популяризировала бразильская исследовательница Джамила Рибейро, и для него до сих пор нет адекватной интерпретации почти ни в одном из языков. А зря, потому что выражение многое объясняет в мире мачизма, расизма и гомофобии. И мне кажется, что оно должно применяться движениями за права человека по всему миру.
⠀
В чем суть lugar de fala? Если кратко — вы не можете делать выводы об опыте угнетения другого человека, если не являетесь частью той же социальной группы. Иными словами, давать оценку чувствам темнокожих, если не являетесь таковым, или говорить, как чувствует себя в той или иной ситуации гомосексуал, если вы сами — гетеро. Даже если у вас «очень много друзей геев и лесбиянок, и у них все ок». Нет, это не ваше «место голоса», у вас нет этого опыта, и вы не можете знать, как себя чувствует гомосексуальный человек.
Значит ли это, что гетеросексуалы не могут быть ЛГБТ-активистами, а мужчины — профеминистами? Нет, вы вольны поддерживать и солидаризироваться с любой угнетаемой группой, если этого хотите. Но вы не можете переносить на ее представителей свой опыт хотя бы по той причине, что обладаете привилегиями угнетающей группы.
Приведу примеры:
?«Пусть геи и лесбиянки целуются и обнимаются дома, я же не проявляю свои чувства на публике». Во-первых, это скорее всего лукавство. А во-вторых, даже если вы этого не делаете, у вас все еще существует такое право. У гомосексуалов его зачастую нет.
?«Рассуждения о насилии над женщинами преувеличены. На самом деле женщины сами провоцируют насильников». Мужчины часто выдают подобные фразы, но они не жили в условиях, когда им страшно ехать одним в такси поздно ночью или ускорять шаг при любом шорохе по дороге от метро.
⠀
?«Если бы чернокожего персонажа из книги сделали белым, у меня бы пригорело так же, как и от темнокожей Русалочки!». Нет, не пригорело бы. Потому что, во-первых, таких примеров уже полно в истории массовой культуры (в «Докторе Стрэндже» азиатку играет Тильда Суинтон, а в «Железном человеке» Джека Таггерта играет белый актер, хотя в комиксе герой — темнокожий). А во-вторых, вы не можете сравнивать свои чувства белого человека в белоцентричном мире с чувствами группы, которой веками отказывали в репрезентации.
Так вот, отвечая на вопрос, гетеросексуалы не обладают «местом голоса» для того, чтобы шутить над геями, лесбиянками и бисексуалами/бисексуалками. Наверняка вы были в ситуации, в которой шутили над собственной страной, но услышав подобное от иностранца, злились? Здесь похожий принцип.