Стефан, волонтер французской общественной организации AIDES, задал тон обсуждению на прошедшем недавно в Париже 3-м Европейском форуме по химсексу, объяснив, почему он употребляет наркотики в ситуациях, связанных с сексом. По его словам, существует множество причин, и многими из них руководствуются и другие люди.
«Первое и самое главное — это желание получить удовольствие», — говорит он.
«Также есть страх, что без наркотиков ничего не получится, а еще боязнь не оправдать ожидания».
«Растормаживание позволяет на мгновение забыть о своем теле, которое мне так трудно принять, в особенности то, как на меня смотрят другие люди, какие обидные комментарии они отпускают в мой адрес.
И, конечно, важным фактором, способствующим такому поведению, является одиночество, которое знакомо многим геям».
Содержание дискуссии на этих встречах по вопросам химсекса значительно изменилось со времен первого лондонского форума в 2016 году. Если на первом форуме обсуждались в основном данные опросов, то сейчас внимание в большей степени уделяется сложным переживаниям людей занимающихся химсексом, перепитиям их жизни. На последней встрече в Париже прошло три закрытых заседания для тех кто долгое время употреблял наркотики для секса, и немало личных и очень откровенных историй прозвучало на основной конференции.
Удовольствие
Большинство мужчин впервые пробуют химсекс в поисках удовольствия, даже если потом все становится не так просто. Психиатр и активист из Берлина Ян Гроссер считает, что в данном случае удовольствие работает как механизм положительной обратной связи, который побуждает нас повторять то или иное действие. Помимо естественного подкрепления в виде сексуального (физического) удовольствия, секс также дает положительные ощущения в плане формирования привязанности, чувства востребованности и самоидентификации.
Иногда положительный эффект секса заключается в том, что он помогает нам понять, в чем состоит наша исключительность как личности, к какой группе людей мы относимся и какие качества видят в нас окружающие. Он помогает определить наш статус либо как части пары, либо как части группы людей, которые считают себя любителями острых сексуальных ощущений. Секс может стать способом отвлечься от повседневных сложностей, а также удовлетворить любопытство и попробовать что-то новенькое.
Однако некоторые из этих потенциальных подкреплений могут противоречить друг другу. «Можно испытывать чувство близости или чувство, что тобой восхищаются, но испытать оба эти ощущения одновременно очень сложно», — считает он. «Восхищение обычно вызвано тем, что человек делает что-то особенное или особенно хорошо, тогда как близость заключается в возможности открыться другому человеку и при этом знать, что тебя не предадут и примут таким, какой ты есть».
Подкрепление может быть положительным (дарит приятные ощущения) или отрицательным (убирает боль или психическое напряжение). Гроссер считает, что в отношении сексуального поведения и употребления наркотиков отрицательное подкрепление играет особенно важную роль. В этом случае человек получает удовольствие от того, что ему удается справиться с внутренним конфликтом и возникающими из-за него чувствами стыда, тревожности, двойственности и одиночества.
Стыд
Психиатр и сексолог из амстердамской организации GGZ inGest Элиза Нелис рассказала об одном из своих пациентов. Он вырос в маленьком городке, родители его были глубоко религиозными людьми, говорить о чувствах и переживаниях в семье было не принято. Родители в целом не поощряли проявления сексуальности, поэтому, боясь их осуждения, он совершил каминг-аут только в 28 лет. Спустя несколько лет он узнал, что болен ВИЧ. Принятие диагноза далось ему тяжело — он обвинял и ненавидел себя, боялся, что у него больше никогда ни с кем не получится построить отношения. От страдал от депрессии, проблем с либидо и эректильной дисфункции.
По его словам, метамфетамин наконец подарил ему сексуальную уверенность и раскрепощенность призанятии химсексом. Тем не менее, это не решило его основных проблем с самостигматизацией, низкой самооценкой и ощущением одиночества.
По словам Яна Гроссера, обычно люди используют один из следующих способов справиться с чувством стыда: рационализировать его, спроецировать его на других, напасть первым («как ты смеешь?»), искать подтверждения, притвориться, что они не испытывают это чувство, а также избегать чувства стыда до такой степени, чтобы не ощущать его. Употребление наркотиков помогает притупить тяжелые чувства и игнорировать их.
«Если ваши защитные механизмы работают достаточно хорошо, то вы можете даже не осознавать, что переживаете эти конфликты и испытываете эти чувства», — отметил Гроссер. «Это не означает, что этих конфликтов нет, просто они проявятся по-другому».
Бегство
Лондонский активист и ветеран химсекса Адам Шульц считает, что при предоставлении услуг нужно ориентироваться на конкретные проблемы того или иного человека. «Химсекс связан не столько с сексом или наркотиками, сколько с тем, что человек пытается от чего-то убежать», — говорит он.
Он также сказал, что, вопреки распространенным представлениям, далеко не все люди, занимающиеся химсексом, ведут беспорядочный образ жизни. По его словам, зачастую это люди, которые, напротив, взвалили на себя непосильную ношу тотального контроля и изо всех сил стараются быть «слишком хорошими». У него самого, например, была стабильность в жизни, успешная карьера и отношения. Но он не был счастлив, хотел приключений и чувства свободы.
«В мою жизнь вошли наркотики, и расторможенность выпустила на волю другого человека», — объяснил он. «Но поскольку этого человека так долго держали взаперти, то, обретя свободу, он отказывался сдавать свои позиции».
Монти Монкрифф из London Friend рассказал, что важным аспектом групповой терапии для людей занимающихся химсексом, которую предлагает его организация, является создание эмоционально близких и честных отношений между участниками группы. Иногда это новый опыт для мужчин, чьи предыдущие отношения с другими геями ограничивались в основном сексом. «Работа в группе выходит далеко за рамки простого рассмотрения проблемы наркотиков», — сказал он. «Мы обсуждаем вопросы самоидентификации, отношений, секса без алкоголя и наркотиков, а также страхи, связанные с формированием эмоциональной близости».
Сексуальность
Доктор медицинских наук, сексолог из парижской больницы Сент-Луис Александр Аслан, специализирующийся на вопросах химсекса, считает, что современное влияние химсекса на сексуальность геев можно сравнить с влиянием ВИЧ в начале эпидемии.
Он объяснил, как химсекс нарушает нормальный цикл сексуальной реакции. Использование наркотиков и порно помогает миновать первую фазу — желание (сексуальные мысли и интерес) — и перейти прямо ко второй фазе физического возбуждения. В то же время, наркотики могут создавать проблемы именно с эректильной функцией — в фазе возбуждения — и затруднять достижение оргазма, что приводит к нескончаемой фазе «плато».
Многим мужчинам занимающихся химсексом также трудно вернуться к сексу без наркотиков. «Если у человека есть длительный опыт химсекса, то очень сложно помочь ему вытеснить из сознания связь между наркотиками и сексуальностью», — прокомментировал Арнд Бехлер из консультационной организации Schwulenberatung Berlin.
ПРОЕКТ «ПАРНИ ПЛЮС» ВЫСТУПАЕТ ПРОТИВ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ И ПРЕДУПРЕЖДАЕТ ЧИТАТЕЛЕЙ ОБ ИХ ОПАСНОСТИ!