Молодёжи может показаться, что субкультура “медведей” была у нас всегда. Но хотя гей-бары (подпольные и легальные) существовали большую часть 20-го века, коммерческая ниша для “медвежьей” субкультуры – явление достаточно новое.
Большинство историков согласны с тем, что образ “медведей” в гей-сообществе возник в Калифорнии. В оригинальной книге о “медведях” историк Лес Райт рассказал, что в протоколе мотоклуба в Лос-Анджелесе в 1966 году впервые появились две записи о «медвежьем клубе».
Сан-Франциско
Дальнейшие следы тянутся в Сан-Франциско. Город в Калифорнии, ставший магнитом для ЛГБТ-людей с начала 1900-х годов, был одним из первых американских мест, в которых утвердился узнаваемый гей-типаж.
По мере его распространения, субкультура становилась все более популярной. Бары вроде “Tool Box”, начали появляться в 1960-х годах. Они обслуживали байкеров и мужчин в коже, – став тем местом, где можно тусоваться, если вам нравился стиль “Том оф Финланд” и образ больших, волосатых, брутальных парней.
Вскоре эти парни оценили, что другие считают их образ привлекательным и нашли для своей группы “медвежью” идентичность.
“Большой и весёлый”
Термин «медведь» стал широко применяться в 1970-х годах к любому гею, который был большим и “грубоватым”. В США уже существовали неформальные сообщества “полных охотников” (chubby chasers). Они стали более организованными, когда житель Сан-Франциско Чарли Браун в феврале 1976 года разместил небольшое объявление в газете контр-культурной направленности «Беркли Барб», призывающее к встрече “медведей” и “охотников”.
Это привело к созданию первой группы “Girth and Mirth”, неформального альянса парней, которые были “весёлыми” и “полными”. Вскоре подобные группы возникли в Нью-Йорке и Бостоне, объединяя мужчин “весомой” категории и тех, кто их любил. (Идеальное взаимо-дополнение).
В 1979 году писатель Джордж Маззей написал статью для журнала “The Advocate”, в которой он спрашивал: «Ху из ху в этом зоопарке?». Маззей разделил геев на семь категорий, одним из которых были “медведи”.
Автор писал, что «медведи обычно толстые, коренастые, напоминающие железнодорожных инженеров и бывших великих футболистов. У них большая грудь, животы и особенно мускулистые ноги. Хотя, некоторые итало-американские медведи несколько стройнее”.
Этот типаж обосновался не только на западном побережье. Есть свидетельства о группах “медведей” в барах Флориды (“Ramrod”), Майами (“Tool Room”) и в Форт-Лодердейле (“Tacky’s”).
“Медвежий” журнал
Популярность “медвежьей” темы набирала обороты в середине 80-х. Калифорнийские издатели Ричард Балджер и Крис Нельсон запустили журнал “Bear” в 1987 году. Друг Булджера, Барт Томас начинал издание в виде фото-копировального номера сексуальных фотографий и личной рекламы. Но когда он умер от заболевания, связанного со СПИДом, Балджер взял дело в свои руки.
Одним из авторов, работавших для “Bear” был карикатурист Фрэн Фриш. Выросший в Миннесоте, он большую часть карьеры работал на сталелитейном заводе. Но параллельно публиковался как карикатурист. В середине 80-х он отправлял свои работы в гей-журналы и продавал футболки с медведями на вечеринках “Bear Hug” в Сан-Франциско, где регулярно бывал.
Фриш, которому сейчас 70 лет, стал одним из основателей “Bear Expo”. Художник напомнил, что люди “медвежьих” параметров не были признаны, пока не проявили силу как сообщество, – начиная с “Bear Expo” (1992) и “Bear Rendezvous” (1995).
«До этого было подполье, была субкультура. И лишь в конце 80-х, начале 90-х, в Сан-Франциско стало популярным быть медведем», – сказал он.
Запуск журнала “Bear” закрепил за “медведями” нишу в гей-сообществе. Год спустя журнал “Drummer” напечатал капитальную 21-страничную статью «Горные люди», впервые посвятив “медведям” яркую подборку.
“Медвежьи” объятия в век интернета
В то же время начались первые встречи “медведей”. Сначала это были социальные группы вроде “Bear Hug” в США. Интернет входил в свои права. Приглашения на частные “медвежьи” вечеринки появились в интернете Сан-Франциско.
Освоение Сети привело к появлению новых групп – и “медведи” были в авангарде этого процесса. Одним из самых популярных стал «Список рассылки о “медведях”» (BML), появившийся в 1988 году благодаря Стиву Дайеру и Брайану Голлума.
Навстречу идентичности
Историки сообщества заметили, что формирование “медвежьей” субкультуры совпало с эпидемией СПИДа и ВИЧ. В 80-е многие мужчины боялись казаться слишком худыми, чтобы избежать подозрения в инфекции. Некоторые даже воспринимали полноту как признак хорошего здоровья.
После популярности длинных волос и усов 70-х мода изменилась. Однако новый безволосый и стройный идеал 80-х не всем пришёлся по душе.
После “Stonewall” появилась смелость открыто говорить об идентичности. И люди в гей-сообществе были более готовы обсуждать типажи, которые им нравятся. Часто это не был стройный, спортивный юноша.
Появляются специальные места для “медведей”. “Lone Star Saloon”, ставший популярным в мире баром, открылся в Сан-Франциско в 1989 году. И хотя землетрясение разрушило бар через шесть месяцев, сейчас он открыт по новому адресу: Харрисон-стрит, 1354. И так же популярен.
Лихие 90-е
Крис Нельсон из журнала “Bear” издал книгу о «Культе медведя» в 1991 году. В начале 90-х происходили все более масштабные события. “Международная выставка медведей” состоялась в Сан-Франциско – в 1992, 1993 и 1994 годах. А в 1992-ом был проведён международный конкурс на лучшего «Мистера Медведя» .
Фрэн Фриш участвовал в организации слётов “Bear Expo”. Первый состоялся в Сан-Франциско. Его важной целью было продемонстрировать силу и радость “медвежьего” сообщества.
«Задача была в том, – сказал Фриш, – чтобы организовать парней на местах и им не приходилось ездить в Нью-Йорк и Сан-Франциско, чтобы почувствовать себя принятыми. Это было главной целью: помочь им почувствовать, что многое они могут сделать сами».
Выход на международный уровень
Взрыв интереса к “медведям” быстро разлетелся по миру. В конце 80-х группа под названием “Chubbies and Bears” начала встречаться в Лондоне. Затем она обосновалась в Холборне, где просуществовала до конца 90-х.
«В первую среду к нам пришло 20 человек, – вспоминал организатор Джон Бродерс . – Мы думали, что это предел, но на следующей неделе было около 200. Это был 1990-1991 год. Тем, кто любил таких парней, раньше было некуда пойти. Мы предложили им нужное время в правильном месте”.
Кроме “Bears UK” и “Bearhug”, – клуб “Kings Arms” в Сохо стал популярной площадкой британских “медведей”.
Британия приветствует “медведей”.
В 1993 году клуб “Bulk” открылся в Лондоне, выпуская регулярную рассылку новостей (“Bulk Delivery”).
«Вся концепция «медведей» шла из США, – отметил Бобби Пикеринг. – Мой партнер Дерек и я хотели создать более широкое клубное пространство, объединяя все типы парней – полных, медведей, бодибилдеров, гейнеров, возрастных – и так далее. Пришло время, когда менялась демография. Парни становились немного старше и многие чувствовали себя лишними в местах для встреч. Кроме того, мы хотели бросить вызов существовавшим стереотипам в восприятии гей-идентичности».
Клуб работал до конца 1990-х годов. Затем появился “XXL”, который стал крупнейшим еженедельным клубом “медведей”. В настоящее время он может собрать до 5000 человек у Лондонского моста.
Клубы возникли по всей Европе. Появилась “Федерация европейских мужских клубов” (1992), в которой свободно объединялись шведские “медведи-викинги”, берлинские “тедди” и многие другие.
Австралйский клуб “OzBears Australia” работал в Сиднее (1990). В Квинсленде открылся “Brisbears” (1993) , “VicBears” появился в Мельбурне (1996). Все эти места действуют по сей день, имея программу различных мероприятий.
«Флаг медведей» был создан в 1995 году по идее Крейга Бирнса из Вашингтона. В одном углу изображен отпечаток лапы на фоне семи полос, представляющих разные национальности и цвета меха. Флаг остается популярной визитной карточкой “медвежьих” клубов.
Фестивали – от Берлина до Бангкока
С ростом количества баров и клубов, наблюдается рост и числа фестивалей.
Например, “Выходные Lazy Bear” с 1996 года проводятся в Гернвилле (Калифорния). Неделя “медведей” Провинстаун действует с 2001 года. “Неделя медведей в Ситжесе” – одно из крупнейших событий в Европе – с 2006 года. “Chubby Bear Bangkok” – регулярное собрание “медведей” в Таиланде. “BearMex” – привлекает фанатов в Мехико.
В США “Big Boy Pride” проводит большие ежегодные акции, популярные у афро-американских парней. Сегодня вы найдете следы “медвежьей” активности почти в каждой стране, где есть геи, – от Исландии до Аргентины, от Германии до Канады.
“Медвежий” мир давно не похож на берлогу и стал по-настоящему широким. “Медведи” представляют многие бренды в области одежды и белья, веб-шоу, кино, музыки, кабаре, исполнителей, порнозвезд и волосатых блогеров в “Beary Instagram”.
Приложение для знакомств
Еще одним важным местом “медвежьей силы” стало приложение для знакомств Growlr. Американский предприниматель Коли Каммиски запустил его в 2010 году – и объявил о продаже в прошлом месяце крупной технологической компании “Meet” за 12 миллионов долларов.
Это демонстрирует другой аспект эволюции субкультуры. От неформальных групп друзей, встречающихся в барах и выпускающих скромные бюллетени, – до крупного бизнеса и ценных активов.
Возможно, при этом теряется часть “домашнего” имиджа. Фрэн Фриш вспоминает первые дни “Bear Expo” как атмосферу «братства». «Многое изменилось с тех времён, – признает он. – Мы были людьми низового уровня, а теперь ребята могут наслаждаться своим имиджем без особого труда. Я думаю, отчасти дело в интернете. Но это меня не расстраивает, – смеется он. – Это просто так работает”.
Для многих (будь то онлайн или реальная жизнь) – субкультура “медведей” продолжает служить опорой, нишей и даже убежищем: чествованием облика большого, волосатого и красивого парня.
Источник: Gay Star News