Россияне, живущие с ВИЧ-инфекцией, готовы бороться за получение необходимых лекарств даже посредством уличной политики. Это наглядно продемонстрировали два последних дня — группа активистов, одетых в костюмы врачей и медведя (он символизировал дикий беспредел в лекарственном обеспечении больных СПИДом), атаковала Красную площадь и здание Министерства здравоохранения и социального развития в Рахмановском переулке. Оба пикета закончились задержанием и доставкой участников акции в отделение милиции.
Но, по словам ВИЧ-инфицированных, прекращать борьбу они не намерены — без лекарств они все равно умрут. Своими действиями они надеются помочь тем собратьям по несчастью, у которых нет средств и физических сил добраться до Москвы, чтобы заявить о своем праве на жизнь.
Организованное выступление так называемых ВИЧ-положительных россиян может стать началом очередного громкого закупочного скандала, связанного с действиями (или бездействием) чиновников Минздравсоцразвития. Как сообщили вчера на своей пресс-конференции активисты пациентского движения «Международная коалиция по готовности к лечению» (ITPC), в нашей стране лишь очень незначительная часть зараженных вирусом иммунодефицита человека получает поддерживающую терапию в нужном объеме и в положенные сроки, хотя баснословные суммы в рамках нацпроекта «Здоровье» на эти препараты выделяются исправно. По данным фонда «Российское здравоохранение», который с 2005 года осуществляет закупку препаратов для российских инфицированных на средства Глобального фонда ООН для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, сегодня из 120 тыс. наших сограждан, нуждающихся в антиретровирусной терапии, более-менее обеспечены лекарствами только 62 тыс. С учетом постоянного роста числа ВИЧ-положительных количество неохваченных терапией пациентов увеличивается из года в год.
Лекарственное обеспечение пациентов со СПИДом никогда не было идеальным, но такой катастрофической ситуации, как в последние два года, еще не было, уверены активисты. «Перебои в лекарствах идут уже на протяжении пяти лет. Это катастрофическая ситуация для нас. Мы считаем это преступной халатностью. Мы пытались подавать в суды. Все разбирательства идут долго. У нас нет столько времени», — говорит Александра Волгина из Санкт-Петербурга.
«Из всех регионов, где работает наш фонд, а это 24 самых тяжелых с точки зрения эпидемии СПИДа, к нам приходят письма от главных врачей центров по профилактике и борьбе со СПИДом, а также от начальников медицинских отделов учреждений исполнения наказаний. Все они просят лекарства для своих больных. У многих из них сейчас вообще нет лекарств», — рассказал «Времени новостей» директор тематического проекта фонда «Российское здравоохранение» Дмитрий Галяев. Например, главный врач центра по профилактике и борьбе со СПИДом Санкт-Петербурга Александр Ковеленков обратился в международную организацию еще в феврале. «Набрано на лечение 606 человек, что превысило расчетное количество более чем в два раза, — пишет он в своем полном отчаяния письме на имя г-на Галяева. — В результате образовался дефицит препаратов. Поставки по национальному проекту «Здоровье» в 2010 году начнутся не ранее второй половины года. Во избежание перерыва терапии у пациентов прошу выделить для центра препараты». Вологда, Татарстан, Брянск, Ульяновская область — везде, судя по письмам врачей, ситуация ужасная.
По словам Дмитрия Галяева, с точки зрения здравого смысла невозможно объяснить ту систему закупки и доставки антиретровирусных препаратов, которую практикует нынешняя команда Минздравсоцразвития. Несмотря на вполне достаточное с точки зрения международных норм финансирование (на 2010 год выделено более 10 млрд руб.), лекарств не хватает, утверждают пациенты. «Министерство закупает только самые дорогие препараты, поэтому стоимость годового курса лечения одного инфицированного обходится государству в 6 тыс. долл. Мы же, руководствуясь рекомендациями Глобального фонда, выбираем такие схемы лечения и сочетания препаратов, которые позволяют снизить стоимость годового курса до 2,5 тыс. долл.», — рассказал г-н Галяев. Стоит отметить, что в России только в этом году было зарегистрировано несколько дженериков, которые могут в разы снизить стоимость лечения СПИДа. В мире же они широко используются уже давно.
Но даже полученные ВИЧ-центрами препараты месяцами лежат под замком, и выдавать их пациентам не разрешается. Эта практика вскрылась только в конце лета, когда главный врач тюменского центра по борьбе со СПИДом Александр Попков открыто пожаловался на федеральное министерство. Минздравсоцразвития второй год подряд задерживает накладные на лекарства, а выдавать таблетки пациентам без накладных — подсудное дело. По словам главного врача из Тюмени, в прошлом году временной разрыв в поступлении самих препаратов и необходимой финансовой документации составил 11 месяцев. В этом — уже полгода. Ввиду сложившейся ситуации Александр Попков выдал пациентам своего центра лекарства, не дожидаясь накладных из центра, ведь каждый день просрочки в терапии может необратимо сказаться на состоянии больного человека. И теперь его «деяния» разбирают следователи прокуратуры.
В Минздравсоцразвития, впрочем, заявления ВИЧ-активистов назвали провокационными. Как сообщили «Времени новостей» в пресс-службе министерства, с лекарственным обеспечением ВИЧ-инфицированных в регионах «все хорошо». «Все субъекты Российской Федерации ежегодно предусматривают необходимый объем помощи, включая лекарственное обеспечение согласно стандарту оказания медицинской помощи больным ВИЧ/СПИДом. То есть количество заказанных препаратов соответствует количеству реальных больных», — заявила и директор департамента охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека Марина Шевырева. По ее словам, разговоры о десятках тысяч больных, для которых не хватает лекарств, ведутся людьми, искусственно завышающими общую статистику эпидемии в стране.
Чиновники и больные явно видят одну и ту же проблему под разными углами зрения. Но и чиновникам стоит помнить, что этот год последний, когда Россия затыкает дыры в лекарственном обеспечении больных СПИДом иностранными деньгами, — с 1 сентября 2011 года программа Глобального фонда в нашей стране завершается.