3 февраля в Петербурге умер Роман Мельник — ЛГБТ-активист, фотограф, дизайнер. Ему было 34 года, последние 6 лет Роман боролся с тяжелой болезнью. Мы вспомнили, какую огромную роль он играл для российского ЛГБТ-движения.
Роман пришел в движение в 2009 году: с самого начала он был волонтёром единственного в стране ЛГБТ-кинофестиваля «Бок о Бок». Рома также стал неофициальным фотохроникером всех событий, на которые в 2010-х годах оказалась богата жизнь гей-квир-сообщества Петербурга и страны. Уличные акции, Радужный Первомай, Радужный Флешмоб, Квир-фест, растерзанный петербургский прайд 2013 года, всегда жаркие (из-за присутствия гомофобов, пытающихся помешать и сорвать) открытия того же фестиваля «Бок о Бок» — все эти события зафиксированы Роминой камерой. Он занял уникальное место свидетеля, который при этом не стоит в стороне, глазами которого мы и наша история сохранятся в будущем, станут когда-нибудь частью политики памяти.
«Он всегда был в движе, чаще фотографируя. И по его фотографиям можно сделать летопись истории ЛГБТ-движа Петербурга. И эта летопись и была сделана в рамках Роминой персональной фотовыставки «5 лет борьбы», которая дважды проходила в Петербурге. Ромин взгляд фотографа-активиста отличался от других взглядов, потому что его взгляд был взглядом изнутри. И это чувствуется во всех его фотографиях.
Совместное участие Ромы и его мамы Марины в программе канала НТВ и их публичный камин-аут на национальном уровне, чтобы не происходило в будущем, останутся огромной важной вехой для выхода российских гомосексуалов из шкафа, полностью оценить значение которой навряд ли представляется возможным» — написал гей-активист, культуролог Тимофей Созаев в своем канале «Заметки на полях».
Марина Мельник, героическая Ромина мама, 11 лет назад была в числе организаторов Родительского клуба: и сегодня он является уникальным для России сообществом взаимной поддержки и солидарности родителей со своими гомосексуальными, бисексуальнымии и трансгендерными детьми.
Шесть лет назад у Романа обнаружили раковую опухоль в мозге — анапластическую астроцитому 3-й степени. Рак находился в речевом центре мозга. Тогда опухоль удалили: после сложной операции, шести курсов химиотерапии и лучевой терапии наступила длившаяся несколько лет ремиссия.
«Зимой 2019 года Роман переболел нейроинфекций (так и не было установлено, что именно это была за инфекция). В сентябре… 2020 года он стал буквально терять речь, путать слова, отказала правая рука, стало сложно ходить и координировать свои движения, сильно ухудшилась память. Сейчас у него обнаружена диффузная опухоль в лобных долях и умеренная гидроцефалия. Врачи подозревают глиобластому», — сообщил незадолго до Нового года его друг, психолог Кир Федоров.
В итоге болезнь оказалась сильнее. Гей-активист Игорь Синельников написал с своем канале очень трогательный пост: «Его семья и друзья вокруг него начали борьбу. По-моему, все понемногу, а кто-то прям очень помногу, включились. Я всегда восхищался людьми, которые могут быть рядом в тяжелые минуты и тянуть столько, что кажется, что это невозможно, чтоб человек столько вытянул. Мне всегда казалось, что нужно быть прям очень хорошим человеком, чтобы люди для тебя все делали в такой тяжелой ситуации, и Рома, в общем-то таким и был, очень хорошим человеком. Я шел и думал, что все это непредставимо страшно, но его окружили в последние дни такой любовью и такой заботой, свидетелями, которых мы бываем нечасто в этом мире». Все, что нам сегодня остаётся, — помочь близким Ромы в их огромном горе, помнить его всегда как очень доброго и порядочного парня, как такого человека в нашем движении, которого никто никогда не заменит.