История Германии поделила жизнь гомосексуалов на до и после. До появления нацистов у власти и после начала реализации политики НСДАП по истреблению «неполноценных» граждан.
Люди из ЛГБТ-сообщества подверглись «чистке», как и евреи, рома, чернокожие и свидетели Иеговы. В лагерях гомосексуалов использовали на самых тяжёлых работах, для проведения жестоких «медицинских» экспериментов, – речь шла об их планомерном истреблении.
Существует немало свидетельств о страданиях ЛГБТ-людей во время Второй мировой войны. Но, пожалуй, наиболее яркими фильмами на эту тему являются: «Склонность» (1997) режиссёра Шона Матиаса (с Клайвом Оуэном в главной роли) по пьесе Мартина Шермана; «Любовь, о которой молчат» (2005) режиссёра Кристиана Фора по книге Пьера Зееля «Я, депортированный гомосексуал…” и документальный фильм «Параграф 175».
Несмотря на пытки и репрессии, они оставались людьми и настоящими героями своего времени. Сегодня важно не забывать о жестокости, чтобы не повторять преступлений прошлого.
До прихода нацистской партии к власти
Жизнь немцев из ЛГБТ-сообщества казалась достаточно благополучной в 20-х годах. Существовало множество гей-баров с яркими вечеринками. Всё, что происходило в этих развлекательных заведениях, оставалось в этих стенах. Наряду с зажигательными танцами, вокалом и травести-шоу, был популярен триолизм.
(Словарь определяет триолизм (лат. tres, tria три) как «половой акт, при котором удовлетворение достигается в присутствии третьего лица»).
Но не все геи приходили в бары за этим. Влюблённые пары скрывались от посторонних глаз в таких заведениях, где они чувствовали себя свободными. Одним из самых популярных баров того времени был «Эльдорадо» на Моцштрассе в Берлине. Гомосексуальная публика обожала это место и чувствовала себя там в безопасности до 1933 года.
Прекрасный образ такого бара был создан известным сценаристом и драматургом Мартином Шерманом, в пьесе «Склонность» («Bent»). Жизнь главного героя открытого гея Макса круто меняется после прихода нацистов к власти.
Веймарская республика (1918) с её либеральным политическим климатом гарантировала свободу слова и собрания. Этот период можно считать расцветом ЛГБТ-движения: появлялись гей-сообщества и даже Институт сексуальных наук, основанный в Берлине в 1919 году Магнусом Хиршфельдом, стоявшим у истоков борьбы ЛГБТ за свои права.
Здесь проводились общественные дискуссии по темам сексуальности, семейной жизни, гигиены тела, контрацепции, аборта, гомосексуальности, половым инфекциям и другим вопросам. Результатом обсуждений становились проекты реформ.
Сейчас это кажется обычным, но тогда такие разговоры, появление гей-баров и других подобных заведений было прорывом. Сегодня в ряде стран нет того, что существовало в 20-х годах в Веймарской республике. В консервативных странах вроде России (Чечня) или Афганистана существуют места для встреч, но queer–люди не чувствуют себя в полной безопасности. Здесь опасно и рискованно быть геем, так что многие вынуждены думать об эмиграции.
Гей-отношения в Афганистане объявлены вне закона, как противоречащие исламу. Те, кому удалось выжить после возвращения талибов и «судов Шариата», живут под страхом смерти в глубоком подполье. «В моей стране считается, что лесбиянки нарушают законы ислама, – рассказала одна из афганских девушек, – Если люди узнают, то меня ожидает смерть. Моя семья никогда не должна об этом узнать».
По уровню пещерной гомофобии Чечня мало чем отличается от Афганистана. Об этом рассказал недавно фильм «Тихий голос» – документальное кино о гее-чеченце, который вынужден спасать свою жизнь в Бельгии. Картина получила главный приз «Артдокфеста» «за талант слышать неслышное и видеть невидимое».
Из другой истории, Максима Лапунова, который оказался в секретной тюрьме Грозного с геями-чеченцами, известно, как людей избивали и пытали из-за сексуальной ориентации. Максиму удалось выжить и вывезти семью из России. Но он нашёл в себе мужество вернуться в 2017 году, чтоб обратиться в полицию и рассказать о преследованиях геев в Чечне.
Резкое ухудшение ситуации – полный крах
Чтобы лучше понять природу современной государственной гомофобии, надо обратиться к истории… Когда нацисты захватили власть в Германии в 1933 году, жизнь геев резко изменилась. Гонения нацисты называли борьбой за нравственность и стремились к полному уничтожению «schwul» (оскорбительная кличка гомосексуалов).
В 1935 году печально известный Параграф 175 был ужесточён. Согласно новой редакции, любое проявление гомосексуальности каралось уголовным преследованием. Начались облавы на гей-бары («Эльдорадо» не стал исключением). Стартовой точкой стала «Ночь длинных ножей». Именно тогда Гитлер ликвидировал своего соратника Эрнста Рёма (который был гомосексуалом) и его «штурмовые отряды». С 1940 года под руководством Гиммлера начались массовые аресты геев гестапо и их депортация в концлагеря. Начался массовый террор.
Арестам подвергались даже те, кто высказывался в защиту геев или читал queer-литературу. Любое проявление гомосексуального поведения, даже намёк на него, было опасно для жизни. Нудизм и совместные купания полностью обнажённых мужчин были под запретом.
Розовый треугольник – смертельный приговор
Наряду с евреями и рома, к числу жертв Холкоста относятся геи, лесбиянки и трансгендерные люди. В общей сложности с 1933 по 1945 годы, во время правления национал-социалистов, по анти-геевским законам было осуждено более 50 тысяч мужчин, около 15 тысяч из них были отправлены в концлагеря. Из них по приблизительной оценке большинства исследователей, 65-70% не пережили заключения.
Гестапо получало удовольствие от издевательств и пыток. Нацисты ненавидели этих «слабых и женоподобных» мужчин, которые ничего не могли дать Третьему рейху. Во время задержаний их жестоко избивали. Над теми, кто оказался в концлагерях (особенно, Дахау и Маутхаузен) ставились «медицинские» эксперименты, применялась лоботомия и эвтаназия, их принуждали к кастрации.
Считалось, что лоботомия (операция на мозге по разъединению или удалению долей) может «излечить шизофрению» или изменить сексуальную ориентацию. (Результат лоботомии, в частности, описан в романе Кена Кизи «Полёт над гнездом кукушки» (1962), где героя-бунтаря превращают в слабоумного пациента).
Изуверские эксперименты уродовали испытуемых или приводили к летальному исходу. Помимо агрессии со стороны охранников, большинство заключённых также негативно относились к «извращенцам». В лагерной иерархии геи занимали нижнюю ступень, имея на робе отличительный знак – розовый треугольник).
В фильме Шона Матиаса «Склонность» главный герой предпочёл скрыть свою сексуальную ориентацию, чтобы получить жёлтую звезду в качестве еврея. Для этого он должен был заняться сексом с трупом девушки, чтоб доказать свою гетеросексуальность.
Ещё один фильм с темой зверств над геями – «Любовь, о которой молчат» был снят по книге Пьера Зееля «Я, депортированный гомосексуал…» (французское правительство Виши отправило Пьера в концлагерь в Ширмеке, недалеко от Страсбурга).
История этого человека не может не потрясать. Случайно попав в картотеку полиции в 17-летнем возрасте, он пережил оккупацию Франции, арест гестапо, предательство младшего брата. В концлагере он пережил издевательства охранников и казнь любимого человека.
Пьер Зеель дожил до 82 лет, смог рассказать о выживании, борьбе, возвращении к самоуважению и собственной личности. Смог пронести через жизнь боль и память о трагедии – и остаться человеком.
В освобождённой от нацистов Германии ЛГБТ-люди годами оставались вне закона, не имея права на реабилитацию, не смея рассказать о жизни в лагерях и официально не являлись «жертвами нацизма».
Параграф 175 был полностью отменён в объединённой Германии только в 1994 году. Лишь с его отменой статистика репрессий и воспоминания геев, узников лагерей стали доступны немецкому обществу.
Лесбийский вопрос
Действие параграфа 175 меньше задевало лесбиянок. Женщины нужны были рейху для продолжения рода и, соответственно, были полезны для государства. Часто лесбиянки вступали в фиктивные браки с гомосексуалами, чтобы избежать репрессий. Они жили двойной жизнью, либо вступали в реальный брак из чувства страха, вопреки своей идентичности.
В лагерях они получали чёрный треугольник в качестве метки. Их относили к «асоциальной группе», куда входили также рома, свидетели Иеговы, люди с ограниченными возможностями и другие так называемые «отбросы общества».
Ничто не забыто, никто не забыт
Как ни тяжела история 20 века, важно её знать, чтобы не повторять преступлений прошлого. Сегодня существует несколько монументов, свидетельствующих о нацистском терроре по отношению к гомосексуалам.
Самые известные из них – 1) Памятная доска в берлинском районе Моабит, напоминающая об истории преследования ЛГБТ-людей в нацистской Германии.
2) Homomonument – Мемориал в историческом центре Амстердама, сооружённый в память о геях и лесбиянках, которые подверглись репрессиям из-за сексуальной ориентации. Монумент был создан для того, чтоб вдохновить новые поколения ЛГБТ-людей в борьбе за равенство.
– Виктория Т.