Израильско-американский художник Дорон Лангберг — одна из ярких фигур течения New Queer Intimism, очень откровенной фигуративной живописи о жизни квиров и гей-сексе.
Дорон Лангберг родился в 1985 году в израильском поселке Йокнеам-мошава, там же прошли его первые 20 лет. Затем Дорон уехал в Америку, закончил арт-школу в Пенсильвании и Йельский университет. Сейчас художник живет в Бруклине вместе с мужем.
Сюжеты фигуративных картин Лангберга — жизнь геев, секс и любовь, не в режиме порнографической демонстративности, а в качестве того, что можно разделить с миром, предложить как ясную альтернативу отчуждению, депрессии и гомофобному давлению.
Лангберг в интервью The Art Newspaper так обозначил суть своих работ:
«Даже в сексуальных образах своих работ я не хотел быть шокирующим или откровенным. Это просто часть нашей повседневной жизни. Есть что -то очень интимное, но и вместе с тем обыденное в ощущении, когда ты, например, видишь своего партнера обнаженным. Главное, что меня интересует, — как функционирует желание, как оно взаимодействует со скучной, нормальной повседневностью»
Главными источниками вдохновения Дорона в юности были британский художник немецко-еврейского происхождения Люсьен Фрейд, создавший своими портретами обнаженных людей неофигуративный канон, а также израильско-французский живописец и график Авигдор Арикха. Сегодня арт-критики находят у Лангберга множество влияний, оммажей и цитат: от импрессионистов и певца бытовой интимности Пьера Боннара и даже Винсента Ван Гога до холодного язвительного неореалиста Дэвида Хокни и немецкого фотографа Вольфганга Тильманса, чьи работы посвящены маргинальной гей-субкультуре и берлинской панк-богеме.
Но цитатность в картинах Лангберга сильно отличается от постмодернистского метода деконструкции и разоблачения классического и модернистского искусства. Он скорее метамодернист: заимствованные у художественных суперзвезд прошлого цвет, композиция и образы нужны ему для четкого и ясного высказывания, а таже для того, чтобы “оквирить” наследие классической культуры, из которой, например, открытое, без намеков, изображение гомосексуальной чувственности и любовных отношений между мужчинами до последнего времени было исключено по определению.
В 2020 году при поддержке Фонда паблик-арта Лангберг написал картину «Джо и Эдгар», портрет художников-геев Эдгара Мозы и Джо Макши, состоящих в законном браке. Эта работа затем украсила билборды и автобусные остановки по всему Нью-Йорку.
Кроме нежных портретов мужа и друзей и резких крупноплановых сцен разнообразного секса, среди работ Лангберга есть и пейзажи, и картины с семейно-бытовыми сюжетами, воспоминания об израильской жизни с родителями, братьями и сестрами, зарисовки из периодических путешествий на родину.
«Я постоянно размышляю о том, как квир-субъективность может менять повествование о разных напрямую не связанных с сексом и идентичностью вещах, как именно квир-субъект может смотреть на семью, пространство дома, идею смерти, концепт любви».
Дорон Лангберг входит в условный круг молодых современных ЛГБТК-художников, которых критики окрестили новыми квир-интимистами (New Queer Intimism), наряду с Салманом Туром, Луисом Фратино, Деваном Шимоямой, ТМ Дэви и рядом других. От предыдущих двух поколений квир-художников их всех отличает медиум (новые вновь обращаются к фигуративной живописи и графике, тогда как квир-арт 1970-2000-х использовал видео, фотографию, перформансы, акции, инсталляции и абстрактные картины) и интонация. Геи-художники последних 45 лет создавали яростное, резко политизированное искусство, буквально кричащее о проблемах гомофобии, патриархального насилия и катастрофе ВИЧ-эпидемии. Новые интимные поворачиваются к повседневности, сиюминутности, но это не делает их аполитичными или равнодушными, потому что власть и сопротивление ей разлиты в воздухе и оставляют печать на всем: на спящем любовнике или унылом пейзаже, об этом в том числе и работы Дорона Лангберга. А о других художниках, относящихся к New Queer Intimism, мы еще расскажем.
Текст: Артем Лангенбург