В то время как в Украине ЛГБТ-люди защищают родину, в России все больше усиливается жесткая гомофобная риторика. Кому это выгодно и что будет дальше?
Уже сто дней продолжается «специальная военная операция в Украине», как упорно именует официальная российская пропаганда беспрецедентно жестокую, грязную и бессмысленную войну против соседнего государства, с тысячами убитых, миллионами беженцев, разрушением городов, крахом экономики, угрозой продовольственного кризиса и ядерного апокалипсиса, а также с ужасающей погромной риторикой. Московские пропагандисты с самого начала войны, кроме всего прочего, расчехлили старый нарратив ненависти не только к украинцам, но и к «внутренним врагам», в первую очередь к ЛГБТ-людям.
Сигнал к старту новой гомофобной истерии подал, как это уже бывало раньше, глава РПЦ. «Восемь лет идут попытки уничтожить то, что существует на Донбассе. А на Донбассе существует неприятие, принципиальное неприятие так называемых ценностей, которые сегодня предлагаются теми, кто претендует на мировую власть. Сегодня есть такой тест на лояльность этой власти, некий пропуск в тот «счастливый» мир, мир избыточного потребления, мир видимой «свободы». А знаете, что это за тест? Тест очень простой и одновременно ужасный — это гей-парад. Требования ко многим провести гей-парад и являются тестом на лояльность тому самому могущественному миру; и мы знаем, что если люди или страны отвергают эти требования, то они не входят в тот мир, они становятся для него чужими», — заявил патриарх Кирилл во время своей проповеди еще в начале марта.
С тех пор не проходит и пары дней без громких и предельно безобразных хейт-спичей публичных персон в адрес ЛГБТ. Достаточно вспомнить лишь два кейса. Старательно раздуваемую провластными таблоидами истерию по поводу вируса оспы обезьян, поразительно похожую на шельмование геев в начале ВИЧ-эпидемии. И, конечно, недавний скандал вокруг невинного танца выпускников на последнем звонке в одной из школ Екатеринбурга. Тут особенно отличились самый мракобесный телеведущий Владимир Соловьев (сказавший следующее: «Учащиеся лицея № 12 Екатеринбурга закрыли учебный год развратным ЛГБТ-танцем на глазах у всех лицеистов. После этого „танцоров“ наградили за смелость. Это не школа в Содоме, это Екатеринбург») и директор «Лиги безопасного интернета», член Общественной палаты РФ, дочь своей чудовищной матери и человек с патологическим уровнем ненависти ко всему живому Екатерина Мизулина, заявившая, что государство должно «разогнать братию клоунов, петухов и их покровителей».
Вообще, обращение к максимально мерзкой, уголовно-гопнической лексике, со всеми этими «петухами» и «дырявыми», — заметная характеристика новой кампании травли ЛГБТ-людей. Например, один из главных пропагандистских каналов НТВ выпустил в эфир сюжет о геях и лесбиянках, вступивших в территориальную оборону Украины, а также о транс*девушке, которой не удалось пересечь границу, вот с такой искрометной подводкой.
Ярость рашистской пропаганды, впрочем, имеет объяснения. Ни одну из постсоветских стран (за исключением, наверное, Эстонии в определенной степени) нельзя пока что назвать безопасной и комфортной для ЛГБТ, но есть, как говорится, нюанс. За шесть последних лет в Украине почти вдвое увеличилось число считающих, что ЛГБТ-люди должны иметь равные со всеми права — с 33% до 64%. В полтора раза больше стало тех, кто относится к ЛГБТ-людям равнодушно/нейтрально — 45%. Количество поддерживающих однополые браки сейчас — 24% (в 2016 было всего 3%). Опрос провел Киевский международный институт социологии в мае 2022 года. Множество геев, лесбиянок, бисексуальных и трансгендерных людей так или иначе участвуют в обороне Украины, в том числе потому что понимают: «квиры станут первой мишенью для оккупантов».
Делать же прогнозы по поводу ближайшего будущего для российских ЛГБТ — максимально грустное и тяжелое занятие. Не хочется ни сеять мрачными предчувствиями паранойю, ни кривить душой, делая вид, что все будет хорошо. Из новейшей истории известно, что тоталитарные диктатуры, нацеленные на репрессивную мобилизацию, очень часто прибегали к массовым кампаниями по преследованию гомосексуалов, гомосексуалок и других квиров: так было в нацистской Германии, франкистской Испании (об этой малоизвестной странице геноцида гомосексуалов мы напишем вскоре), после сталинского термидора, при режимах ультраправых каудильо в Южной Америке и много где еще.
ЛГБТ-россиян_ам, которые не согласны с войной и диктатурой, остается не так уж много вариантов: спешно эмигрировать, бороться в подполье с высочайшим уровнем риска или же пережидать этот кошмар (и за желание выжить никто не вправе никого осуждать). Тьма, накрывшая нас всех три с лишним месяца назад, не факт что тьма перед рассветом, но надежда и любая форма сопротивления злу не раз в человеческой истории делали чудеса, ломая исторические закономерности. Почему бы не рассчитывать на это и сейчас?
Текст: Артём Лангенбург